За контрабанду взялся Главк

Контрабандный бизнес во все времена привлекал внимание любителей "левого" заработка. По популярности и доходности с ним может сравниться разве что только торговля наркотиками и оружием. А способов навариться в процессе перевоза товаров через границу бесчисленное множество. Год назад в Главном следственном управлении при ГУВД по Санкт-Петербургу и Ленобласти был даже создан отдел, который занимается непосредственно контрабандой. Сотрудники отдела поделились с корреспондентом "Версии в Питере" информацией о последних веяниях в мире таможенных преступлений.

Так, например, недавно была задержана целая организованная группа, весьма успешно совмещающая экскурсионную и контрабандную деятельность. Возили преступники оргтехнику из Финляндии. В данном случае схема ухода от таможенных платежей реализовывалась при помощи наивных, ничего не подозревающих туристов. Каждому пассажиру автобуса, с его согласия, записывали в таможенной декларации по одному монитору или системному блоку в качестве личного груза. Таким образом, всякий раз за солидную партию компьютеров, перевезенных через границу, государство не получало ни копейки в виде пошлин. В один прекрасный день турагентов "застукали" во время перегрузки контрабандных компов из двух туристических автобусов в частные автомашины. Всего они отгрузили 16 мониторов и 62 системных блока на весьма внушительную сумму в твердо конвертируемой валюте. Задержать удалось троих организаторов и троих гидов-исполнителей. Сейчас деятельность этой туристической фирмы приостановлена, а дело находится в суде.

Как рассказывают сотрудники отдела, основной поток материалов связан с сокрытием истинной сути перевозимого груза с целью неуплаты таможенных пошлин. Традиционно контрабандой провозят продукты питания и технику. Но бывают и совсем экзотические случаи. Например, один гражданин под видом бывших в употреблении газовой плиты и холодильника пытался вывезти в Финляндию целую партию принадлежностей для парикмахерской. Согласно правилам, физическое лицо может перевозить до 50 кг, да и то предметы, предназначенные для личного пользования. Все остальное облагается дополнительной пошлиной. Ориентируясь на поступившую оперативную информацию, гражданина проверили и обнаружили обман.

Впрочем, "индивидуальные предприниматели" сами подобного рода аферами занимаются редко. В большинстве своем трудятся целые сообщества, выстроенные в цепочки - от отправителя до получателя. Так, фирмы-получатели обычно зарегистрированы на подложные паспорта, и потому задерживать истинных контрабандистов правоохранительным органам удается редко.

Частым явлением по-прежнему остается и контрабанда автомобилей. Причем для их нелегального провоза изобретено великое множество различных хитрых схем. Распространены случаи сговора с иностранными подданными, которые владеют застрахованным автомобилем. Иностранец продает свою машину за небольшие деньги, а затем иномарка ввозится на территорию РФ. Между тем на родине собственник заявляет, что автомобиль угнан. Однако делает это не сразу, а через два-три месяца. Те же, кто приобрел машину, ввозят ее и растамаживают на подставное лицо. Потом ее быстро продают третьему лицу, которое, по всем международным законам, является добросовестным приобретателем.

Другой, не менее оригинальный способ заключается в том, что за границу выезжает автомобиль из России - с документами, номерами, все как положено. А вот обратно едет другая, аналогичная машина, зато лучшего качества. Все очень просто, со старого авто снимаются номера и вешаются на новое. Подобные махинации распространены в Прибалтике.

Бывает, просто покупают документы на разбитую машину. Договариваются с таможней, что авто якобы выехало, хотя в действительности выезжают только документы с номерами, а обратно "возвращается" уже целый новенький автомобиль. Дело в том, что номера на двигателе и кузове при пересечении границы практически не проверяют...

Собственно говоря, для автоконтрабанды характерно разнообразие подходов. Некоторые машины разбирают за рубежом и ввозят в Россию якобы для продажи на запчасти. Очень часто в документах меняется "возраст" автомобиля, поскольку таможенная пошлина на иномарки старше семи лет на порядок выше. Среди сотрудников правоохранительных органов существует даже мнение, что большинство иномарок, разъезжающих по Северной столице, ввезены с нарушением закона. Иначе продать их было бы нереально.

Что же касается ГСУ, то мысль о создании "контрабандного" отдела непосредственно в Главке возникла в связи с изменением уголовно-процессуального законодательства. Как известно, после введения нового УПК органы дознания не имеют права держать у себя уголовное дело больше десяти дней. Если они не смогли довести его до суда в указанный срок, то обязаны распрощаться с материалами, передав их следствию. Вот по этой причине таможенное дознание с радостью снабжает следователей собственноручно возбужденными делами, отчего бедолаги выше крыши завалены всякой мелочевкой. Когда же РОВД Кингисеппского и Выборгского районов Ленобласти начали реально тонуть в полученных от дознания контрабандных делах, тогда и решено было поделиться этим счастьем с ГСУ. Так, собственно, и возник отдел. Сложно сейчас говорить о каких-либо качественных изменениях в общей картине таможенных преступлений, тем не менее сотрудники отдела утверждают, что борются изо всех сил...

Версия Алексея Мухина

Депутат Балтики Очередников назовут по-новому  »
Юридические статьи »
Читайте также