Депутатский бунт местного значения

В минувшую среду депутаты ЗакСа не смогли внести изменения в Устав Петербурга, касающиеся порядка избрания губернатора города. Законопроект, приводящий местное законодательство в соответствие с федеральным, дважды не набрал необходимого количества голосов даже в первом чтении. Пока что, согласно уставу, глава исполнительной власти Петербурга по-прежнему избирается всем населением города.

Очередной этап борьбы с терроризмом

Необходимость внести изменения в городскую конституцию возникла в связи с изменениями федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ". Формально суть изменений сводится к тому, что главы российских регионов отныне не выбираются населением, а утверждаются законодательными собраниями по представлению президента страны.

О необходимости перехода на новую систему избрания руководителей регионов Владимир Путин заявил сразу после трагических событий в Беслане. По мнению президента, одним из шагов по обузданию террористической угрозы должно было стать усиление "вертикали власти". Идея о фактическом назначении губернаторов из Кремля, несмотря на вопли думских и иных "оппозиционеров", была оформлена законодательно в конце минувшего года Государственной думой и Советом Федерации. При этом подобие выборности сохранилось - кремлевских кандидатов отныне утверждают пока еще выборные региональные парламенты.

Процесс отбора кандидатов в губернаторы был закреплен лично президентом Путиным 27 декабря 2004 года в его Указе "О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации". При этом сам президент в этой системе выглядит лишь предпоследней (перед голосованием в законодательных собраниях) инстанцией. До него нелегким делом нахождения достойных претендентов в главы регионов занимаются полномочные представители по федеральным округам и администрация президента. Полпреды должны отыскать не менее двух кандидатов и предоставить их список руководителю администрации президента. Оттуда имена фигурантов поставляются главе государства, и он визирует одного из них, или кого-нибудь совсем другого, в качестве рекомендованного губернатора. Как следует из вышеупомянутого указа, "при внесении предложений по кандидатурам учитываются их авторитет и деловая репутация, опыт публичной (государственной и общественной) деятельности, а также результаты предварительных консультаций с общественными объединениями соответствующего субъекта Российской Федерации".

Данный механизм вступает в действие за 90 дней до истечения срока полномочий главы региона, а в случае досрочного прекращения его полномочий - в течение 10 дней. При этом "досрочное прекращение полномочий" предполагает практическую без альтернативность выбора даже для местных парламентов. Губернатор, самовольно решивший не дожидаться конца своего срока и подавший "прошение" о своем переизбрании по новой системе, фактически обречен (конечно, если он за время своей работы не сильно "насолил" президенту) на переизбрание. Иных кандидатур полпреды могут даже не искать. По данной схеме уже прошли выборы в нескольких регионах страны, при этом кандидатура, предложенная президентом, еще ни разу не была отвергнута.

Петербург вновь отличился

В нашем городе внедрение новой схемы выявления губернатора оказалось несколько сложнее, чем в других регионах. Дело в том, что даже для того, чтобы следовать уже имеющемуся федеральному законодательству, необходимо вносить серьезные изменения в главный городской закон - Устав Петербурга. В данном случае шаг чисто формальный, однако требующий определенного количества голосов депутатов. В прошлую среду сделать этого не удалось: законопроект даже при повторном рассмотрении набрал меньше половины голосов народных избранников.

Версий случившегося немного. Разработчик законопроекта, глава Комитета ЗакСа по законодательству Игорь Михайлов считает, что депутаты чуть ли не мстили лично ему. За что такая честь и почему именно при принятии данных поправок, депутат Михайлов не уточнил. Однако его красноречивый жест после неудавшегося голосования говорит о многом - сходя с трибуны, Игорь Павлович выразительно покрутил пальцем у виска.

Вторую версию озвучил спикер ЗакСа Вадим Тюльпанов. По его мнению, депутаты просто "не прислушались" к аргументации Игоря Михайлова. Какими должны были быть доводы "за" формальное приведение Устава города к общероссийскому законодательству - непонятно. При этом в питерском ЗакСе существует уже отработанная практика решения спорных моментов. Обычно в таких случаях (когда какой-то документ нуждается в срочном принятии, а голосов катастрофически не хватает) берется перерыв и до нерадивых депутатов в кабинете спикера доводится "линия партии". После чего голосование проходит на качественно ином уровне, а нужные властям и зачастую непопулярные инициативы проводятся почти на ура.

Интересно, что никто из депутатов не заявил о том, что местные парламентарии попытались поиграть в оппозицию с федеральными властями, хотя ранее новый порядок "избрания" губернаторов не раз подвергался серьезной критике. Позиция принципиально понятная - как может новая система назначения глав регионов помочь в борьбе с терроризмом? Схема, по убеждениям многих городских политиков, была создана для подавления самостоятельности губернаторов, усиления президентской власти и ухода от имеющихся принципов демократии. Поскольку бороться на федеральном уровне с подобным произволом Кремля стало невозможно после вступления новых законов в силу, то выдвигалась идея придать Москве и Петербургу особый статус. То есть позволить избирать глав своих регионов по нормальной, принятой в большинстве демократических стран процедуре - всеобщим голосованием. Так что вполне вероятно, что в среду питерские депутаты попытались донести до Москвы мысль о том, что многих из них не устраивают некоторые моменты развития страны.

Роспуск возможен, но не вероятен В том, что в итоге поправки по порядку избрания губернатора Петербурга в устав будут внесены, никто не сомневается. Скорее всего, все произойдет "бескровно" и на ближайших заседаниях депутаты вернутся к рассмотрению данного законопроекта и спокойно согласятся с аргументацией Кремля.

Но существует и еще один вариант развития событий. Дело в том, что может появиться представление городской прокуратуры о несоответствии в данном вопросе городского законодательства федеральному. В случае упорства депутатов и их нежелания вносить изменения в устав речь может идти даже о роспуске Законодательного собрания. Кстати, на данный момент депутатам уже грозит процедура роспуска и по еще одному несоответствию избирательного законодательства - они до сих пор не внесли изменения в Устав города, касающиеся собственно выборов депутатов ЗакСа. Пока что четко не определено ни точное число народных избранников, ни сколько из них будут избираться по партийным спискам.

При этом все прекрасно понимают, что процедура досрочного прекращения полномочий ЗакСа довольно сложна и может занять от полугода до года. Даже после ее начала депутаты в любой момент могут одуматься, принять нужный закон и спокойно работать дальше. Вадим Тюльпанов даже заявил, что "готов" к роспуску, но говорить об этом еще рано. Видимо, аргументация за принятие новой схемы найдется уже в ближайшее время.

Интересно в этой истории и то, что исполнительная власть пока не принимает никакого видимого участия в коллизии, оставляя все происходящее на совести самих депутатов. Это может означать то, что пока Валентина Матвиенко не собирается досрочно складывать с себя полномочия губернатора и возвращаться в занимаемое кресло уже по новой схеме. Хотя упорные слухи о ее переводе в Москву (либо на социалку вместо Михаила Зурабова, либо вообще в премьеры вместо Михаила Фрадкова) пока в Смольном всячески отвергаются.

К истории вопроса

В. В, Путин о выборах глав регионов:

"Отбирать у людей право выбирать себе руководителей в регионах было бы неправильным... и стало бы элементом неуважения к избирателям" (6 мая 2000 года).

"Может быть, с этим поспешили, может быть, и не следовало переходить к избранию руководителей регионов. Но если уж это сделали, то возвращаться назад, я считаю, было бы еще большей ошибкой" (18 июля 2001 года).

"Хорошо это или плохо, у нас сложилось так, что руководителей регионов избирает население прямым тайным голосованием. Так прописано в Конституции, и так должно остаться" (19 декабря 2002 года).

"Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации должны избираться законодательными собраниями территорий по представлению главы государства" (конец 2004 года).

Павел Тимофеев

Депутатский бунт. Бессмысленный, но беспощадный Почему петербургские депутаты не хотят назначать губернатора Петербурга  »
Юридические статьи »
Читайте также