Депутаты заставили регионы согласовывать с центром тарифы на свет и тепло Перевели стрелку

Регионам придется согласовывать тарифы на электроэнергию и тепло с Федеральной энергетической комиссией (ФЭК). Такова главная идея законопроекта о госрегулировании энерготарифов, принятого в первом чтении Госдумой. "Социальная справедливость", которой пытаются достичь авторы законопроекта, может обернуться резким ростом тарифов с 2005 года, когда их госрегулирование будет отменено.

По закону, принятому в конце 2002 года, тарифы на электроэнергию и тепло в стране могут повышаться раз в год, но только перед принятием бюджета и не более чем на 14%. Этот порог с начала 2003 года был превышен в 40 регионах. Причем в некоторых, например в Приморье, Иркутской и Ростовской областях, цены на свет и тепло выросли более чем на 50%.

Законопроект, изменяющий закон "О госрегулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ", принятый в первом чтении, теоретически решает эту проблему. Теперь региональным энергетическим комиссиям (РЭК) придется согласовывать тарифы с ФЭК. "Никто не отнимает право регионов самим устанавливать тарифы, - говорит зампред энергетического комитета Думы Юрий Липатов . - Просто их правомерность будут определять в ФЭК". Депутаты обещают, что согласование будет происходить в "разумные сроки".

Необходимость закона депутаты объясняют "социальным фактором". По словам руководителя фракции ОВР Вячеслава Володина , разные тарифы в регионах при абсолютно одинаковом уровне пенсий и зарплат - это по меньшей мере несправедливо. Зампред комитета по экономической политике и предпринимательству Анатолий Аксаков добавляет, что перед вторым чтением парламентарии хотят доработать закон так, чтобы на федеральном уровне тарифы не только не повышались, а держались на уровне, за который проголосуют депутаты, или даже ниже этого уровня.

Но справедливость если и восторжествует, то не более чем на год. Если закон вступит в силу с 2004 года, он послужит не регулирующим, а сдерживающим фактором для тарифов. С 2005 года, после уже намеченной отмены госрегулирования энерготарифов, цены могут резко подскочить.

Аналитики уверены, что мера, предложенная депутатами, вряд ли приведет к снижению стоимости тепла и света. "Нет никаких предпосылок к снижению тарифов", - говорит аналитик "Тройки-Диалога" Лаури Силантака . По его мнению, в принятии законопроекта нет ничего удивительного: "В ближайшие год-два в связи с выборами понадобится механизм, который бы не дал тарифам расти слишком быстро".

Депутаты утверждают, что прохождение закона в Совете федерации будет нелегким. Сенаторы уже высказали свое отрицательное отношение к предложенному центристами законопроекту. На заседании верхней палаты 13 мая этого года заместитель председателя комиссии Совета федерации по естественным монополиям Валентин Межевич сказал, что практика согласования региональных тарифов с федеральным центром уже существовала в России с 1997 по 2000 год и не оправдала себя.

Сенаторы решили, что ФЭК в ее нынешнем виде просто не справится с таким потоком информации из регионов. Да и региональные производители электроэнергии не приветствуют инициативу депутатов. Многие производители уже начали подсчитывать убытки, которые они понесут из-за политизированного занижения тарифов в стране.

Как сказали "Финансовым Известиям" в РАО, энергохолдингу все равно, кто будет устанавливать окончательный тариф на электроэнергию - РЭК, ФЭК или само правительство. Топ-менеджеры РАО говорят, что не собираются выступать против принимаемых депутатами поправок к закону о госрегулировании тарифов. В прошлом году РАО совместно с правительством сами предлагали депутатам рассмотреть возможность принятия закона, позволяющего ФЭК влиять на региональные тарифы. Но тогда депутаты решили сохранить локальное установление тарифов по регионам. Народным избранникам, видимо, казалось, что при помощи давления на РЭК местных властей в большинстве регионов удастся сохранить достаточно низкий уровень тарифов на электроэнергию.

В действительности региональные "дочки" РАО в большинстве случаев сумели пролоббировать необходимые им экономически обоснованные тарифы. В результате с самого начала этого года местные власти и региональные прокуратуры один за другим подают иски на энергетиков и РЭК с требованиями снизить тарифы.

Сейчас же для реформирования РАО "ЕЭС России", которое вступает в решающую стадию, такие "предвыборные" заискивания депутатов перед избирателями могут оказаться роковыми. Как не раз заявлял глава РАО "ЕЭС России" Анатолий Чубайс, главная задача реформы - привлечение серьезных инвестиций в отрасль.

Несмотря на целые серии серьезнейших переговоров руководства РАО с потенциальными инвесторами, за период с конца 2001 года в российскую энергетику не поступил ни один мало-мальски значительный транш.

Инвесторы связывают свое осторожное поведение с неустойчивой политической ситуацией и постоянными попытками государства ограничить рост тарифов на электроэнергию до экономически невыгодных размеров. После принятия поправок в закон о госрегулировании тарифов инвестиционная привлекательность РАО скорее всего упадет. Зато у топ-менеджеров энергохолдинга всегда будет аргумент, чтобы объяснить отсутствие инвестиций в отрасль.

Екатерина Выхухолева, Ольга Губенко

Администрация Санкт-Петербурга отпускает горожанам твердое топливо по заниженным нормам.  »
Юридические статьи »
Читайте также