Кто попадется в топливные сети?

На минувшей неделе произошли два события, которые "потрясли Петербург". И что примечательно, произошли они в один день, и оба относятся к сфере экономики, только вот "стороны медали" у них разные. Введение новой услуги от одного из ведущих операторов сотовой связи МТС позволяет ее абонентам экономить на внутрисетевом роуминге и звонить по Северо-Западу, как по городу, что можно назвать положительной тенденцией. А повышение цен на бензин стоит явно со знаком минус, поскольку иначе как "ударом" по кошельку граждан и увеличением социальной пропасти это не назовешь

Министр "запутался" в показаниях

"Резких скачков цен на бензин до конца 2005 года не ожидается, однако сохранится плавная динамика роста цен на бензин". Эту фразу глава Министерства экономического развития и торговли РФ Герман Греф произнес перед журналистами как раз на следующий день после того, как бензин в стране подорожал на рубль. Правда, при этом министр уточнил свое высказывание - это в том случае, если не будет резких скачков цен на нефть на мировом рынке.

Честно говоря, после таких заявлений в воздухе повисла неловкая пауза, а у журналистов и экспертов резонно возник вопрос о компетентности нашего министра. Поскольку, во-первых, уже прошли сутки после бензинового скачка, причем не считая повышения цен накануне учебного года. И во-вторых, по итогам торгов, которые прошли только что на International Petroleum Exchange (Лондон) и New York Merchantile Exchange (Нью-Йорк), мировые цены на нефть ближайшего месяца поставки значительно понизились и составили соответственно (доллар/баррель): Brent - 61,80 (-1,04); Light Sweet Crude - 63,34 (-0,74). О чем министр экономики не мог не знать, на то он и правительственный чиновник.

Более того, еще раньше Госдума единогласно приняла обращение к правительству с просьбой "заморозить" цены на моторное топливо для сельхозтоваропроизводителей на период проведения осенних уборочных работ. В документе отмечается, что парламентарии уже обращались к правительству с просьбой принять меры, чтобы не допустить существенного роста цен на энергоносители на внутреннем рынке по сравнению с ценами на продовольственные товары, и стабилизировать цены для производителей сельскохозяйственной продукции. "Однако сейчас, в разгар проведения уборочных работ, особенно в Сибири, где зерновые культуры обмолочены менее чем на половине всех посевных площадей, производители моторного топлива повысили цены на него, при этом цены на дизельное топливо - значительны", - отмечается в документе.

Можно предположить, что повышение цен на бензин на рубль не является существенным лично для Германа Грефа, чего не скажешь о среднестатистическом россиянине. Сейчас средние розничные цены на бензин марки Аи-92 и Аи-95 в Москве и Петербурге за одну только неделю выросли на 1,04 руб. и 1,03 руб. за литр соответственно. Аи-92 и Аи-95 продаются на АЗС в среднем по 17,31 и 18,29 руб., а средняя цена литра бензина Аи-80 составляет 15,27 руб. (+1 руб.), дизельного топлива - 15,93 руб.(+1,05). Таким образом, с конца августа Аи-92 и Аи-95 на заправках подорожали на 7%, Аи-80 и дизтопливо, на - 8%, причем разброс цен на одну и ту же марку автомобильного топлива на АЗС достигает двух рублей. И, по оценкам представителей топливных компаний, в ближайшие недели рост цен на бензин продолжится. До конца месяца топливо может подорожать еще на 50-80 копеек за литр. В регионах ситуация схожая.

Почему-то кажется, что российский министр экономики уж точно не последует примеру своих латвийских коллег, которые теперь ходят на работу пешком из-за высоких цен на бензин.

Ходить пешком или ездить на транспорте?

Первыми, кто отреагировал на повышение цен на бензин в Петербурге, оказались, естественно, маршрутки. Стоимость проезда выросла сразу на два рубля. Вот как прокомментировал ситуацию председатель Ассоциации пассажирских перевозок Петербурга Игорь Маилов.

- Почти год нам удавалось держать цену. Но после того, как за это время топливо в итоге выросло на 35%, вся прибыль сошла на нет. Дело в том, что мы в основном используем дизельное топливо и 92-й бензин, а именно они растут сильнее всего. Можно было бы пойти другим путем: не поднимать плату за проезд, а сократить количество машин или маршрутов, но это сделать невозможно. Мы связаны контрактными обязательствами, где четко оговорены маршруты, количество машин и с какой частотой они должны ходить. Нам очень жаль, что нас вынудили идти на непопулярный шаг. Мы очень надеемся, что это повышение будет последним в этом году. Однако если бензин будет расти такими темпами и дальше, то через какое-то время придется снова пересматривать оплату наших услуг.

В комитете по транспорту Петербурга сообщили, что, согласно действующему законодательству, не могут ограничить рост тарифов. В их компетенции - лишь "посоветовать" перевозчикам не поднимать цены на проезд. Однако, как заверили чиновники, ситуация должна измениться уже в октябре, когда будет проведен новый тендер среди транспортников, одно из условий которого - жесткая фиксация максимальных цен на проезд. А следовательно, владельцы маршруток не смогут самостоятельно их менять в сторону увеличения. На сегодняшний день на рынке маршрутных перевозок в Петербурге работает 51 предприятие, обладающее порядка 1500 единиц подвижного состава (это составляет примерно треть всего автотранспортного парка города).

Понятно, что число петербуржцев, пользующихся коммерческими маршрутами, в какой-то степени уменьшится. Причем речь идет о так называемом среднем классе, который в основном и пользуется этой услугой. Несколько моих знакомых просто посчитали, что намного выгоднее купить единый проездной билет и пользоваться общественным транспортом. По их подсчетам выходит, что карточка окупается примерно дважды. Арифметика элементарная. Если только один член семьи будет ездить на маршрутке только на работу и обратно, а в выходные дни сидеть дома, то из семейного бюджета придется вычесть около 800 рублей. В реальности же эта сумма переваливает за тысячу рублей.

Если с коммерческим транспортом ситуация более или менее понятна, то что происходит с общественным? Как заявил первый заместитель председателя комитета по транспорту Николай Константинов, по крайней мере до конца года изменений в стоимости проезда не произойдет. А вот как будет развиваться ситуация после новогодних праздников, чиновники пока не знают. "Все будет зависеть от того, какие субсидии выделит Законодательное собрание, в соответствии с этим будут формироваться тарифы", - сообщил Николай Константинов.

Слова своего заместителя подтвердил и глава комитета Александр Дацюк. Более того, сказал, что повышение даже не скажется на количестве маршрутов. "Конечно, при расчете бюджета на 2005 год никто не ожидал такого скачка цен, но в данный момент мы над этой проблемой работаем. Дефицит топлива будет закрыт".

Если честно, то при слове "дефицит" в памяти всплывают километровые очереди на заправках в начале 90-х годов. А словосочетание "бензиновый кризис" вызывает жуткие картины, когда у машин скорой помощи не было достаточно бензина, и бригады выезжали только на экстренные вызовы. Неужели ситуация повторяется? Ведь тендер на поставки бензина заключен на год и по определенной цене. За разъяснениями мы обратили к одному из крупнейших топливных операторов города.

- ПТК выиграла тендер по подавляющему большинству автобусных парков ГУП "Пассажиравтотранс" и тендеры по большинству (60-70% предприятий), финансируемых из бюджетов различных уровней. Во всех тендерах объем поставляемых нефтепродуктов жестко регламентирован и не подлежит корректировке. То есть поставлять меньше нефтепродуктов, чем оговорено, мы не можем. Корректировке подлежит цена. Но она корректируется раз в месяц исходя из среднерозничных цен. Как мы знаем, цены на АЗС меняются с опозданием на две-три недели от оптовых цен. Что это значит? Мы купили нефтепродукты, допустим, 15 сентября по повышенным ценам. Поставили их ГУП "Пассажиравтотранс". Но розница повысит цены только 1 октября, поскольку работает на старых запасах. Поэтому цены поставки бюджетным предприятиям за сентябрь мы не откорректируем. Соответственно, для нас это минус. Добавляет "перца" то, что сейчас рентабельность поставок в адрес бюджета и так составляет 2-5 %. Поэтому мы иногда работает и в ноль, и в минус. Еще один факт. На сегодня долг ГУП "Пассажиравтотранс" перед нами составляет 80 млн. рублей. Это потерянные оборотные средства, которые мы должны где-то искать. Иногда приходится прибегать к кредитам, что еще больше снижает привлекательность поставок топлива бюджету.

Конечно, мы поставляет топливо в адрес бюджетных предприятий уже больше 6 лет. И ни разу не сорвали поставки и всегда выполняли свои условия. Мы гарантируем, что те, кто зависит от нас по топливу, будут им обеспечены. За плату за проезд мы не отвечаем. Она регулируется государством или самими перевозчиками. Например, недавно перевозчики ее повысили на два рубля, а бензин подорожал еще пока только на один. Если учесть, что в их себестоимости только 30% составляет топливо, то цены увеличились бы на 30 копеек. Выводы делайте сами.

Что день грядущий нам готовит?

Если бы рост цен на бензин касался только бензина, то это еще полбеды. Но, к сожалению, наша жизнь от этого самого топлива зависит если не на 90%, то уж на все 70% точно. И речь идет не только о проезде на транспорте или работе социальных служб. Речь идет, прежде всего, о качестве и уровне жизни. Так уж повелось, что жизнь дорожает вместе с бензином.

В ближайшее время ожидается рост на все виды товаров. Но поскольку цены, в частности, на продовольствие растут регулярно на несколько копеек, то, возможно, повышение будет не столь резким, как произошло с бензином. И произойдет это не в один день, а постепенно. Что, как говорится, даже не обсуждается. Как и то, что из-за высоких цен на топливо уборка урожая может оказать под угрозой срыва. Другой вопрос - произойдет ли передел рынка?

Если исключить дизельное топливо, спрос на которое значительно вырос, то наибольшим спросом пользуется 92-й бензин и 95-й. Эти два вида топлива, в принципе, взаимозаменяемы. И все дело в "кошельке" автовладельца. Кто бережет машину, тот пользуется 95-м, а кто экономит - 92-м. В среднем бак автомобиля примерно 40 литров, а расход топлива по городу порядка 10 литров на 100 километров (если с двигателем все в порядке). А с учетом городских пробок полного бака не хватает даже на неделю беззаправочной езды. Элементарные расчеты показывают - даже разница в рубль дает существенную экономию бюджета. Так что не исключено, что при дальнейшем росте цен спрос на 95-й бензин может упасть.

Уже сейчас покупательский спрос на бензин в принципе снижается - осенью "подснежники" ставят свои машины в гаражи. Однако в свете последнего повышения снизился средний объем покупаемого за раз топлива, то есть в бак просто стали меньше заливать, чем раньше. Чтобы удержать клиентов, петербургские АЗС вынуждены все-таки сдерживать рост розничных отпускных цен. Тут не до оптовых. В такой ситуации могут выживать только автозаправочные сети крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний, так называемых ВИНКов. Такие компании владеют нефтяными скважинами, НПЗ, АЗС и получают большую часть прибыли от экспорта нефти, а внутри страны могут позволить продавать бензин почти в ноль.

Тяжелее приходится тем, кто изначально является сбытчиками топлива населению. Впрочем, таких почти не осталось. И, вероятно, "последние из могикан" вряд ли переживут зиму.

По словам руководителей экономического блока правительства России, цену на топливо должен определять непосредственно сам рынок. Все объяснения и комментарии министров по поводу роста цен сводятся к тому, что у них нет действенных способов или рычагов для регулирования стоимости нефти. Лукавят.

Сейчас именно государство является одним из основных игроков на этом рынке. Чиновники практически полностью контролируют ЮКОС и Роснефть, всерьез влияют почти на всех лидеров отечественной нефтянки. И при этом правительство заявляет, что не способно влиять на ценообразование.

Пока же в Госдуме создается рабочая группа по стабилизации цен на горюче-смазочные материалы, включая бензин. Однако, по мнению Российского топливного союза, время упущено. И даже поступившее предложение сократить экспорт нефти и за счет этого насытить внутренний рынок уже не соответствует реальному положению вещей. Как считают специалисты, он сегодня и без того насыщен. Введение запретительных пошлин на экспорт грозит сокращением производства и переработки нефти, а следовательно - ростом безработицы. По прогнозам аналитиков, если наметившееся снижение мировых цен на черное золото не прервется, то рано или поздно оно докатится и до российского рынка.

Похоже, нефтяные компании сейчас пытаются выжать все возможное из тех, кто попадается в топливные сети. Пока не наступит коллапс..

Наталья Григорьева

Доходы бюджета Петербурга в 2005 г. могут быть увеличены  »
Юридические статьи »
Читайте также