Доходы централизуют Минфин перераспределяет налоги между уровнями власти

Федеральному центру могут достаться НДС, ЕСН, таможенные пошлины, акцизы на газ и табак, а также 80% налога на добычу полезных ископаемых. Регионы будут целиком контролировать налог на имущество юрлиц, на пользование водными ресурсами и половину акциза на водку. К муниципалам попадут подоходный налог, налог на малый бизнес, на имущество физлиц, земельный налог и налог на рекламу. Такова суть поправок в Бюджетный кодекс, подготовленных Минфином.

16 апреля в Думе состоится второе чтение двух президентских законопроектов, по-новому разграничивающих полномочия региональных и местных властей. К этому сроку территории должны знать, как будут обеспечены их новые обязательства финансовыми источниками. Сегодня в Минфине будут обсуждать поправки в Бюджетный кодекс, формирующие новое распределение налогов между федеральным, региональным и муниципальным бюджетами.

Сейчас консолидированный бюджет составляет 6,5 трлн руб. Но обязательства на 2,5 трлн руб. не исполняются из-за нехватки денег. Обязательства между уровнями власти разделены сейчас так: 3,4 трлн руб. падает на федеральный бюджет, 2,02 трлн руб. - на бюджеты субъектов Федерации и 1,08 трлн руб. - на муниципальные бюджеты.

Согласно подготовленному Минфином проекту поправок, норматив по большинству налогов предлагается установить на уровне 100% , что существенно приблизит систему к принципу "один налог - один бюджет". Однако полностью уйти от расщепления налоговых доходов не удастся. Например, 6% налога на прибыль будет зачисляться в федеральный бюджет, 18% - в бюджеты субъектов Федерации. Муниципалитеты лишатся своих 2% от налога на прибыль. Доходы от налога на добычу полезных ископаемых для так называемых прочих ископаемых (руда, уголь, песок) распределяются между федеральным и региональным бюджетом в соотношении 40:60.

По словам Алексея Лаврова, у Минфина пока нет окончательного решения по доходам от налога на полезные ископаемые для углеводородов (нефть, газ). Рабочая версия чиновников (80:20 в пользу Федерации) , по мнению Лаврова, ведет к резким региональным различиям, так как налог собирается, по сути, в пяти-шести регионах. "Для более равномерного распределения нужна большая централизация налога", - полагает чиновник. Однако в Думе считают, что централизация НДПИ и сейчас чрезмерна, ее соотношение - 60:40. "Изменение возможно только с одновременным увеличением примерно на треть ставки НДПИ для нефти и газа, - говорит зампред бюджетного комитета Михаил Задорнов. - Тогда регионы даже при меньших ставках в реальном выражении получат не меньше доходов".

Главной проблемой межбюджетных отношений субъектов Федерации и муниципалитетов станет, по мнению Лаврова, определение статуса налога на имущество организаций. Общая сумма поступлений здесь 130 млрд руб. , и делится налог сейчас пополам. Принцип "один налог - один бюджет" требует закрепить его за одним из бюджетов. Но тогда выпадающие доходы другого уровня надо компенсировать подоходным налогом, изменив пропорции его распределения между региональными и местными бюджетами.

Руководитель Центра фискальной политики Галина Курляндская предлагает альтернативу: установить налог на имущество юрлиц по ставке 1% отдельно для регионального и муниципального бюджетов. Курляндская считает правильным предложение Минфина передать 30% налога на малый бизнес, зачисляемого сейчас в федеральный бюджет, муниципалам. По словам Лаврова, рассматривается также вопрос об изменении пропорции акцизов на ГСМ и водку от федерального бюджета к региональным.

Александр Беккер

ПФР в конце года передаст в федеральный бюджет не разнесенные по индивидуальным счетам средства накопительной части трудовой пенсии.  »
Юридические статьи »
Читайте также