Бунт муниципалов Главы районов могут лишить бюджет Москвы 26,8 млрд руб.

В Москве назревает муниципальный бунт. Главы оппозиционных районов пытаются отсудить у городского бюджета местные налоги и право распоряжаться муниципальным имуществом. Если суды признают их правоту, столичная казна потеряет как минимум 28,6 млрд руб.

До нового года московские органы местного самоуправления жили по закону "О районной управе". Собственных бюджетов у управ не было - они распоряжались деньгами целевых бюджетных фондов развития территорий районов (в 2002 г. - 3,2 млрд руб. ). На деньги, выделяемые московским правительством, управы должны были содержать и ремонтировать муниципальное жилье, объекты соцкультбыта и инженерных сетей, организовывать строительство автостоянок и гаражей и т. п.

После того как 1 января 2003 г. вступил в силу закон "Об организации местного самоуправления в городе Москве", у муниципальных властей появились собственные бюджеты, однако распределяемые ими финансовые потоки сократились почти в восемь раз. В местные бюджеты будет поступать налог на имущество физлиц (в прошлом году он принес Москве 19,1 млн руб. ) , налог на наследование и дарение (232,6 млн руб. ) и финансовая помощь из городского бюджета (в 2003 г. - 200 млн руб. ). Заодно муниципалитеты лишились практически всех "бюджетоемких" функций. Теперь они будут содействовать регистрации животных, вносить в мэрию предложения по организации маршрутов городского транспорта, разрешать гражданам вступать в брак и пр.

Недовольные потерей денег и полномочий главы местного самоуправления сплотились для борьбы с новым порядком. Руководители Левобережного, Дмитровского и Пресненского районов подали в московские суды несколько исков и требуют отдать в муниципальные бюджеты налоги, которые по всем федеральным законам считаются местными, но зачисляются в региональный бюджет города Москвы - например, налог на рекламу. По словам главы Дмитровского района Евгения Антоненко, в 2003 г. его район получил бы только от этого налога 20 млн руб. , тогда как по московскому закону бюджет Дмитровского района - всего 8 млн руб. Муниципальное собрание с этим не смирилось и, руководствуясь федеральными законами, утвердило бюджет с доходами в 660 млн руб.

"Надеюсь, что причитающуюся нам часть федеральных налогов - например, 2% налога на прибыль - мы без проблем получим из казначейства, а за 60% от регионального налога с продаж, видимо, придется судиться", - говорит Антоненко. Оппозиционеры претендуют как минимум на 28,6 млрд руб. налоговых доходов, поступающих в столичный бюджет-2003 (теоретически муниципалитетам причитается 12,3 млрд руб. , 13,2 млрд руб. - налога с продаж и 3,1 млрд руб. - налога на рекламу).

"Ничего они не получат", - уверен депутат Мосгордумы Александр Крутов. Он напоминает, что каждый год в законе о федеральном бюджете появляется запись, по которой и региональная, и местная части налога на прибыль зачисляются в бюджеты городов федерального значения - Москвы и Санкт-Петербурга. А они уже сами решают, сколько отдать муниципалитетам.

Директор консалтинговой группы "Корпус Юрис" Денис Балакин, который представляет в суде муниципалов, напоминает, что законы Москвы не могут противоречить Конституции, Налоговому кодексу и другим федеральным законам. Но Крутов возражает, что в случае успеха мятежных муниципальных властей бюджет Черемушкинского района, где расположен офис "Газпрома", только за девять месяцев 2002 г. получил бы от монополии 1,7 млрд руб. (для сравнения: запланированные доходы бюджета Левобережного района на 2003 г. составляют 3,5 млн руб. ). Но Черемушки судиться с Москвой не собираются. Не хотят этого и в Красносельском районе, где зарегистрирован "ЛУКОЙЛ". "Незачем раскачивать обстановку в мегаполисе", - сказал "Ведомостям" глава местного самоуправления Афанасий Рощин.

Глава Левобережного района Владимир Иванов намерен судиться с мэрией за право муниципалитетов выдавать разрешения на мелкорозничную торговлю. "Наш бюджет составляет сейчас 3,5 млн руб. , а выдача разрешений будет приносить 1,2 млн руб. в месяц", - говорит Иванов. Муниципалы намерены отсудить также право распоряжаться имуществом муниципальных предприятий.

Глобальная цель оппозиции - вообще отменить через суд московский закон об организации местного самоуправления. Из 30 полномочий местного самоуправления, прописанных в федеральном законе, московский подтверждает лишь девять, говорит Балакин.

Городские чиновники называют действия оппозиционеров "самодеятельностью". "У нас есть закон о бюджете города на 2003 г. , и его нужно исполнять", - сказал "Ведомостям" помощник руководителя Департамента финансов московского правительства Евгений Шибанов. По его мнению, судебные споры затянутся надолго, а к моменту их разрешения Госдума примет пакет законов по реформе местного самоуправления.

Проекты Козака увязали с налогами: В пятницу Госдума приняла в первом чтении законопроекты о реформе региональной власти и муниципального самоуправления. Оба проекта набрали по 269 голосов, но второе чтение может разочаровать авторов законов. В письме премьер-министру Михаилу Касьянову депутаты потребовали внести в Думу до 1 апреля пакет поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы. Поправки должны разграничить налоговые поступления между центром, регионами и муниципальными образованиями так, чтобы у местных властей была возможность исполнять обязанности, закрепленные за ними новыми законами. "Проблема не в том, кому какой налог отдать, а в том, как свести доходы консолидированного бюджета с расходами, - говорит член рабочей группы по подготовке поправок в Бюджетный и Налоговый кодексы сенатор Олег Чиркунов. - Есть два пути решения проблемы - увеличение налогов, что недопустимо, или отказ от обязательств, прописанных в законах о ветеранах и льготниках". Депутат Госдумы Владимир Рыжков говорит, что предложенный вариант разграничения полномочий пока предполагает именно последнее.

Наталья Неймышева

МНС РФ: В федеральный бюджет РФ в 2002г. поступило 1,15 трлн руб. налогов и сборов, что составляет 95% от плана.  »
Юридические статьи »
Читайте также