Микро: Недобор

Такого мы давно уже не слышали. После победных реляций последних лет о перевыполнении планов по налогам новый прогноз - недобор за 2002 г. 25 млрд из планировавшихся 1726 млрд руб. Минфин считает, что все дело в снижении налогов. И особенно - налога на прибыль.

Но давайте подумаем. Налоговые ставки, хотя и снижены, еще непомерно высоки. Налоговые изъятия в бюджеты всех уровней зашкаливают далеко за 30% ВВП. Это слишком много, а главное, если бы все фирмы платили "по-честному", то сборы оказались бы еще намного больше. Насколько - дело темное, правительственные эксперты говорили, что номинальное налоговое бремя составляет 45% ВВП, некоторые ученые считают, что 60 - 70%. А предприниматели, которым, вообще говоря, виднее, говорят, что, если платить все налоги, пришлось бы отдавать все, что зарабатываешь. В этой ситуации доходы бюджета, вопреки расхожей точке зрения, не зависят от налоговых ставок. Связь между ставками и сборами проявляется, когда фирмы в основном платят столько, сколько должны по закону. Тогда и появляется смысл в классической дилемме: поднимешь ставки - соберешь больше, но затормозишь рост и в будущем платежи снизятся; опустишь - придется урезать бюджет сейчас, но следующие годы станут более "урожайными".

В России сейчас фирмы "должны" государству намного больше, чем могут заплатить. Повышение номинальных ставок ведет лишь к увеличению этого разрыва - фирмы загоняются глубже в тень, прячут больше доходов. В снижении налоговых ставок, их приближении к реальным есть очень большой смысл - это декриминализация бизнеса, вывод его из тени. Но размер собираемых сумм, пока описанное положение сохраняется, определяется не ставками, а тем, насколько успешно налоговые органы выжимают налоги из предпринимателей. Само наличие такого показателя, как "план по сборам", говорит именно об этом: налоговые органы более или менее успешно подгоняют сборы к спущенной сверху цифре. Если бы фирмы платили с реального дохода, план был бы не нужен - сколько бизнес наработал, столько мытари и собрали.

Пресловутый рост доходов бюджета в предыдущие годы происходил не из-за снижения ставок, а из-за экономического роста, который давал фирмам возможность платить больше. Параллельно общее "закручивание гаек" помогло налоговикам усилить давление на фирмы - больше выжимать. Сыграло свою роль и самое пока благотворное следствие налоговой реформы - упрощение порядка уплаты налогов, удешевление для фирм самого процесса взаимодействия с государством. То, что было сэкономлено на громоздкой бумажной работе, оплате лицензий, ежемесячных изменениях в бухгалтерии, теперь идет в прибыль и налоги.

Но такое впечатление, что обрадованные продолжающимся ростом чиновники слегка расслабились и процесс поворачивает обратно. То порядок уплаты НДС легким движением изменят так, что весь бизнес стоит на ушах; то пригрозят скоростным переходом на новую систему бухучета, то обяжут сообщать всем районным налоговым инспекциям о каждом открытии счета в любой точке страны. Вот и получили недобор, несмотря на рост доходов фирм и мастерства налоговиков в их изъятии. Потому что у фирм деньги из ничего не возникают. То, что было потрачено на выполнение ваших дурацких правил, будет вам же недоплачено в виде налогов.

Элла Панеях

Документы - вагонами Должны возить крупнейшие налогоплательщики для зачета НДС  »
Юридические статьи »
Читайте также