Опасное сближение Депутаты испугались новых правил налогового учета

Идея правительства скорректировать порядок уплаты налога на прибыль в пользу предпринимателей вызвала вопросы у депутатов. Они опасаются, что упрощение налогового учета и его сближение с бухгалтерским выйдет компаниям боком: регулировать правила учета будут уже не сами налогоплательщики, а Минфин. Эксперты считают страхи депутатов напрасными.

Вслед за пакетом законопроектов, призванных завершить налоговую реформу, правительство собирается внести в Думу и проект поправок в 25-ю главу НК о налоге на прибыль. Эти поправки, в частности, разрешают компаниям самим определять перечень прямых расходов. Кроме того, компании смогут распределять прямые затраты между остатками незавершенного производства и готовой продукцией. В обоих случаях принцип распределения затрат должен быть зафиксирован в учетной политике организации. Этот законопроект, в основном одобренный правительством две недели назад, в доработанном виде был вчера внесен в правительство, рассказал "Ведомостям" замминистра финансов Михаил Моторин.

К прямым расходам относятся затраты на материальное производство, зарплату работникам и амортизацию, которые осуществлены при производстве конкретной продукции. Остальные затраты считаются косвенными, они не зависят от выпуска продукции. Оба типа затрат уменьшают базу налога на прибыль. Но косвенные расходы списываются полностью в том налоговом периоде, в котором они произведены, а прямые - только после продажи товара.

Сейчас список прямых расходов в налоговом учете является закрытым, а в бухгалтерском - открытым. Проект закона предлагает сделать открытым перечень прямых расходов и в налоговом учете, что позволит компаниям самостоятельно делить затраты на прямые и косвенные. В результате налоговый и бухгалтерский учет будут сближены, говорится в пояснительной записке к документу. "Делая список открытым, мы либерализуем налоговый учет и делаем его удобным для налогоплательщика", - уверен Моторин. Это требовалось сделать еще и потому, что у разных отраслей прямые и косвенные затраты различны, а отразить их специфику в Налоговом кодексе невозможно, поддерживает Моторина чиновник Министерства по налогам и сборам. По мнению президента клуба банковских бухгалтеров Кирилла Парфенова, "в 95% организаций будут утверждены единые принципы для двух видов учета", поскольку это экономит затраты и время на ведение учета.

Но депутатская рабочая группа по подготовке законопроектов по налоговой реформе, проанализировавшая в начале недели минфиновский законопроект, именно сближения двух видов учета и опасается. "Сближать налоговый учет с бухгалтерским надо, но не так, чтобы платежи по налогу на прибыль зависели от правил бухгалтерского учета, утверждаемых даже не постановлениями правительства, а минфиновскими приказами о выходе нового правила бухучета", - говорит руководитель рабочей группы вице-спикер Госдумы Владислав Резник. Сближать налоговый учет с бухгалтерским опасно, потому что все нормы бухучета регулируются приказами Минфина, а базовый закон о бухучете не идеален, соглашается с ним председатель налогового подкомитета Думы Наталья Бурыкина. "Правила учета, влияющие на налоговую базу, должны обязательно содержаться в Налоговом кодексе", - уверена она. По словам Резника, депутаты предложили правительству создать совместную экспертную группу и доработать проект закона. "Это не отрицательное заключение, мы просто хотим принять закон не в спешке, а после обсуждения", - говорит член рабочей группы Игорь Игошин.

Эксперты считают опасения депутатов чрезмерными. "У налогоплательщиков будет больше свободы", - подчеркивает руководитель компании "Налоговая помощь" Сергей Шаповалов.

Распределяя затраты, компании смогут регулировать налоговую нагрузку, считает Парфенов. Например, если поток доходов постоянный, то выгоднее считать большинство затрат косвенными, а если цикл производства товара длинный - то, наоборот, прямыми. Разделение издержек по видам не меняет налоговую нагрузку в целом, но позволяет распределять ее во времени, говорит Моторин.

"Претензии депутатов совершенно неожиданны, - удивляется Моторин. - Минфин определяет не список затрат, а принципы их определения". Перенос принципов одного учета на другой будет не обязательным, а добровольным для налогоплательщика, поддерживает чиновников Шаповалов. Сближение двух видов учета - правильный вектор, уверен глава экспертного комитета по налогам при Госдуме Михаил Орлов. А Парфенов полагает, что финансовое ведомство не будет выпускать для каждой отрасли принципы определения затрат, так что опасность, о которой предупреждают депутаты, "сугубо теоретическая".

Скидки в налогах: В этом же законопроекте Минфин, в частности, предлагает разрешить налогоплательщикам учитывать затраты, произведенные ими за рубежом и подтвержденные документами, оформленными в соответствии с иностранным законодательством. Перечень внереализационных расходов дополнен премиями, которые продавец может выплачивать покупателю при покупке товара. Это позволит компаниям уменьшать базу налога на прибыль на сумму предоставляемой клиенту скидки.

Борис Грозовский Светлана Иванова

Регионам не дадут деклараций  »
Юридические статьи »
Читайте также