Не "подмажешь" - не поедешь Во вторник истекает последний срок уплаты нового транспортного налога

20 января истекает последний срок уплаты транспортного налога за 2003 год в Москве, Красноярске, Новосибирске и других городах России. 1 февраля придет черед Хабаровска, Астрахани, Владимира, Омска. Неплательщикам угрожают штрафами, запретом на прохождение технического осмотра и даже повесткой в суд. Между тем добрая половина владельцев машин уведомления от налоговых служб до сих пор не получила и о сроках и суммах налога ничего не ведает. Налоговики ожидают, что владельцы автомобилей сами явятся в налоговые органы. Не дождутся!

С 2003 года автомобилисты должны платить транспортный налог по-новому: не при техосмотре и не Госавтоинспекции, а по квитанции, присланной из налоговых органов. Срок уплаты и ставки налога (рублей с лошадиной силы двигателя) устанавливают субъекты федерации кто во что горазд. Первые квитки автомобилистам обещали прислать еще в феврале прошлого года и до июня 2003-го закончить рассылку. Однако, по признаниям руководителей налоговых служб регионов, большинство владельцев транспортных средств уведомления все еще не получили. Причины сбоя - неполнота данных, полученных налоговиками от ГИБДД, неразбериха с местом жительства некоторых владельцев, отсутствие людей и средств на ведение налогового учета.

Обещанного три года ждут

- В паспортах автомобилей, зарегистрированных до середины 90-х, данные о мощности мотора просто не указаны. Трудно найти такие сведения и в отношении иномарок, пригнанных владельцами из-за рубежа: в одинаковых на первый взгляд машинах могут оказаться разные по мощности моторы, - рассказывает Ирина Плешкунова, начальник отдела по налогообложению физических лиц УМНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.

Налоговики в очередной раз обещали исправить положение к октябрю прошлого года, чтобы в начале января 2004 года все получили квитанции на оплату. К тому сроку МНС располагало сведениями о 26 млн владельцев транспортных средств (не только автомобилей, но и мотоциклов, снегоходов, моторных лодок, вертолетов и т.д.). Примерно 18 млн уведомлений отправлены. Это меньше половины зарегистрированных транспортных средств и их владельцев. Между тем сроки, установленные законами субъектов федерации во многих регионах, истекают уже 20 января и 1 февраля.

Не сдаваться самому

Налоговики видят выход в том, чтобы владельцы сами явились в налоговый орган и получили квиток. Заодно сообщили сведения о себе и своем транспорте. "Законопослушный налогоплательщик, зная, что срок уплаты наступает в конце года, должен побеспокоиться - почему нет уведомлений, - считает Салават Аминев, заместитель министра по налогам и сборам России. - В случае неуплаты на владельца транспортного средства начисляются штрафные пени, и впоследствии налог может быть взыскан в судебном порядке. Кроме того, владелец транспортного средства может не пройти техосмотр". Однако требования самому бежать в налоговую на законе не основаны.

- Налоговый кодекс дает однозначную норму в отношении физических лиц - владельцев автомобилей, - утверждает адвокат Кирилл Добродеев. - Они не должны уплачивать налог, пока не получили уведомления из налоговой инспекции. Сумма налога исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются службами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств. Нет уведомления - нет и факта просрочки в уплате налога. Если в каком-то году налоговая инспекция не выслала уведомления, то право требовать уплату налога сохраняется за инспекцией не более чем за три года.

По полной программе

Ни один из субъектов федерации не воспользовался правом установить минимальные налоговые ставки. Большинство постаралось обобрать владельцев машин по полной программе. Особенно не любят автомобилистов в Петербурге, Курганской, Курской, Ульяновской областях, Ханты-Мансийском АО. Абсолютным чемпионом оказалась Новосибирская область. Здесь все ставки равны максимально возможной (см. таблицу). Во Владимирской области владельцы машин мощностью до 100 л.с. (а это практически все отечественные автомобили) платят втрое больше, чем в большинстве других регионов, и в 15 раз больше возможного по федеральному закону. Средний класс (владельцев простых иномарок и новых "Волг") не любят в Москве, Московской области, Нижнем Новгороде, Петербурге и Ленинградской области. Здесь им придется ежегодно выкладывать по 1950-2600 руб.

$1000 за столетний джип

Расстарались местные законодатели и в отношении владельцев самых мощных машин. За пользование представительским автомобилем типа "пятисотого мерса" или джипа BMW X5 в Питере, Курске, Ульяновске и Новосибирске с них возьмут от 30 000 до 45 000 рублей. Даже за такие ходовые иномарки, как Skoda Octavia, Opel Omega, VW Passat, "трешку" BMW и большинство импортных джипов типа Nissan Patrol, Honda CR-V, Toyota RAV4, в этих регионах будут платить в 2,5-5 раз больше, чем в других. Неважно, новые машины или столетней давности.

- Разброс ставок налога по территории России не только вызывает изумление, но и не совсем твердо соответствует духу и смыслу Конституции РФ, которая устанавливает равенство прав и свобод гражданина независимо от его места жительства (ст. 19), равенство обязанностей на всей территории страны (ст. 6), гарантирует единое экономическое пространство и равные условия конкуренции участникам рынка (ст. 8), - утверждает доктор юридических наук, профессор Владимир Топтун. - Думаю, что, если взяться всерьез за "беспредел" ставок транспортного налога, этот порядок можно оспорить в Конституционном суде (см. справку "Известий").

Скидка для последнего героя

Тот же разнобой повторяется и в установке льгот по налогу. В Москве льгот нет - платят все, кроме Героев. В Ставропольском крае от налога освобождены инвалиды всех категорий и участники ВОВ, а на Алтае участники боевых действий платят за "лошадку" один рубль вместо пяти. В Свердловской области пенсионеры платят 50 процентов налога на мощность двигателя до 100 л.с., а в Ленинградской области - 80 процентов. Во Владимире пенсионерам дали 50-процентную льготу до 150 л.с., а в Вологде пенсионеры могут платить 40 процентов налога аж до 200 л.с., т.е. ездить на любой крутой машине.

Всего в нескольких регионах ввели дифференциацию налога в зависимости от возраста автомобиля. В Краснодарском крае действуют три ставки: для машин моложе пяти лет, от пяти до десяти и самая маленькая - для машин старше десяти лет. В Алтайском крае послабление сделано для владельцев автомобилей старше пяти лет.

- Такой подход основан на том очевидном соображении, что транспортный налог имеет такую же природу, как налог на имущество: чем машина старше, тем она дешевле, а значит, и налог должен быть меньше, - считает профессор Топтун. К сожалению, эти соображения были очевидны законодателям лишь в 3-4 регионах России.

Справка "Известий"

Ставки налога на владельцев транспортных средств уже не раз становились объектом судебных разбирательств. Закон "О дорожных фондах в РФ" устанавливал конкретные ставки налога в пункте 1 статьи 6, а в пятом пункте той же статьи разрешал неограниченно увеличивать эти ставки законами субъектов РФ, чем местные власти охотно пользовались. Но еще в 2001 году житель Псковской области Александр Борисов подал жалобу в Конституционный суд России на местный закон, и суд с мнением автовладельца согласился, признав в своем определении (от 10.04.2002 № 104-О) положение федерального закона, разрешающего субъектам федерации вводить произвольные налоговые ставки, неконституционным. 24 августа 2002 года норма из закона "О дорожных фондах" исчезла.

Но с 1 января 2003 года ставки налога на владельцев транспортных средств перешли в ведение Налогового кодекса, в котором статья 361 очень похожа на свою отмененную предшественницу: в ней указаны базовые ставки, а субъектам федерации дано право увеличивать/уменьшать их, но не более чем в пять раз. Формально максимальная ставка установлена, а фактически разница с нормой, признанной неконституционной, невелика.

Налоговая инспекция будет следить за водителями

Каждый четвертый автолюбитель владеет своей машиной на основании доверенности, а зарегистрировано авто на другое лицо. Кто должен платить налог в этой ситуации? Ответ содержится в новом законе. Если передача автомобиля новому владельцу произведена позже введения новой главы Налогового кодекса (Федеральный закон от 24.07.2002 № 110-ФЗ), налог взимается с лица, на которое зарегистрирована машина. Т.е. продавать автомобиль по доверенности становится невыгодно.

Если доверенность была выписана раньше августа 2002 года, то можно возложить обязанности на нового владельца. Вот как в Министерстве по налогам и сборам РФ описывают процедуру в своих "Методических рекомендациях": "Тот, на кого машина зарегистрирована, должен подать в налоговую инспекцию уведомление. В нем должны содержаться сведения, идентифицирующие 1) лицо, на которое зарегистрировано транспортное средство и которое представляет уведомление; 2) транспортное средство; 3) лицо, которому транспортное средство передано на основании доверенности; 4) доверенность и переданные по ней права в отношении транспортных средств; 5) нотариуса (в случае нотариального заверения доверенности). Кроме того, уведомление должно содержать данные о приобретении транспортного средства (в том числе о дате приобретения) и передаче транспортного средства (в том числе о дате передачи).

Но даже если титульный владелец машины и пройдет всю эту процедуру, то облегчение ненадолго. Доверенности, выписанные до августа 2002 года, потеряют свою силу в августе 2005 года.

Алексей Савин, Владимир Салмин

Налоговая ложь  »
Юридические статьи »
Читайте также