"Мы можем просчитать вас полностью"

В России около десяти тысяч миллионеров. Самый большой доход - порядка 2,3 миллиарда рублей. Но это законных денег Сегодня богатым как никогда важно показать свою финансовую историю, считает министр РФ по налогам и сборам Геннадий Букаев

О первых итогах 2002 налогового года и о перспективах года наступившего в эксклюзивном интервью "Итогам" рассказывает глава Министерства по налогам и сборам Геннадий Букаев.

- Геннадий Иванович, на одном из последних заседаний правительства было принято решение о продолжении реформы налогового законодательства. Какие именно шаги планируются?

- Стоит начать с истории. До 1991 года, когда был принят Закон "Об основах налоговой системы РФ", налогового законодательства, по сути, не существовало: сколько и какие налоги платили граждане, для них самих оставалось загадкой. На уровне хозяйственной деятельности государства тех лет царили фонды и лимиты. Введенная в 1991 году новая система налогообложения во многом была заимствована из европейского опыта, прежде всего Германии. Появились единая налоговая служба, три уровня бюджета и три уровня налогов: федеральные, региональные и муниципальные. К началу нового тысячелетия было решено реформировать и эту систему. 1 января 1999 года введена первая часть Налогового кодекса, с 1 января 2001 года заработали некоторые положения части второй. В 2002 году введены еще две его базовые главы - "О налоге на прибыль" и "О налоге на добычу полезных ископаемых". С 2003 года начнет действовать еще несколько глав, посвященных транспортному налогу, налогообложению малого бизнеса, вносятся серьезные изменения в порядок исчисления акцизов на горюче-смазочные материалы. Но мало принять закон, его надо еще заставить работать. Приходится анализировать, какие дыры и щели нашел налогоплательщик и как их закрыть. В результате появляются поправки в законодательство. Словом, вечная борьба между налоговиками и налогоплательщикамиЙ

- И как вам удается справиться с задачей? Как обстоят дела сегодня?

- Пока можно говорить лишь о некоторых тенденциях. В целом уровень номинальных ставок основных налогов в России примерно соответствует уровню стран с переходной экономикой, а по социальным платежам и налогу на прибыль заметно ниже, чем в среднем в странах Восточной Европы. Но несмотря на общее снижение налоговой нагрузки, в последние годы удается обеспечивать стабильное увеличение сумм налоговых платежей. Так, в целом по консолидированному бюджету (без учета взносов в госсоциальные фонды и единого социального налога, а также налоговых платежей, контролируемых таможенными органами) в 2001 году против 2000-го налоговые доходы возросли на 24,1 процента; в 2002 году они, как ожидается, возрастут на 18,8 процента, а в 2003-м, по прогнозам, - на 12,1 процента. Лидирующее положение по объемам налоговых поступлений занимают топливная промышленность, а также торговля, общественное питание и материально-техническое снабжение.

- Некоторые крупные отечественные предприниматели считают, что в российской налоговой базе осталось слишком много неработающих налогов? Вы согласны с этим?

- Думаю, что не совсем корректно говорить о неработающих налогах. Более того, некорректно связывать отмену того или иного налога с его неработоспособностью. Упразднение отдельных видов налогов происходит по разным причинам. Например, некоторые из них весьма невелики, но играют крайне важную регулирующую роль в экономике.

В последние годы были приняты решения об отмене так называемых оборотных налогов, исчислявшихся от выручки от реализации товаров, работ и услуг. При этом с 1 января 2001 года были отменены налог на реализацию горюче-смазочных материалов (20 процентов от цены реализации нефтепродуктов) и налог на содержание жилищного фонда и социально-культурной сферы (1,5 процента к выручке), а также снижена ставка налога на пользователей автодорог с 2,5 до 1 процента (с 1 января 2003 года он окончательно отменен). В связи с введением налога с продаж в подавляющем числе субъектов РФ было прекращено взимание большинства присутствующих в налоговой системе местных налогов и сборов. Особенно заметное снижение налоговой нагрузки и упрощение системы налогообложения произошло в отношении налогов, связанных с оплатой труда: с 1 января 2001 года введен налог на доходы физических лиц с единой ставкой в размере 13 процентов, а также единый социальный налог, предусматривающий и применение регрессивной шкалы.

Налоги, с одной стороны, формируют бюджет, а с другой - регулируют развитие тех или иных секторов экономики. Значимость второй функции особенно оценили после принятия 25-й главы Налогового кодекса "О налоге на прибыль", когда ставка налога была понижена и исчезла инвестиционная льгота, позволявшая уводить из-под налогообложения до 50 процентов прибыли. Могу лишь добавить, что значимость регулирующей роли налогов будет только расти.

- Не планируется ли увеличение, например, подоходного налога?

- А зачем? От добра добра не ищут. За 2001 год собираемость этого налога возросла на 47 процентов, за 2002 год ожидаем прирост еще не менее чем на 40 процентов. Это весьма положительная динамика. Налоговым органам стало проще работать: не надо обрабатывать миллионы деклараций. К тому же 13-процентный налог решает главную задачу - выводит зарплату из тени. Мы и не рассчитывали, что это так быстро сработает.

- Вызывает немало нареканий единый налог на вмененный доход. Его размеры зачастую делают бизнес предпринимателей нерентабельным. Как планируется решать эту проблему?

- Верится с трудом, ведь те, кто так говорит, как правило, не платили налоги. А теперь жалуются, что их обирают. Понять их можно: ничего не платил, а теперь придется отдать часть заработанного. Это нелегко. А все потому, что наш гражданин по-прежнему не ощущает, что он содержит свое государство. А это значит не только платить налоги, но и иметь право спросить: где мой рубль? И государство обязано отчитаться Государство, впрочем, пока тоже об этом не задумывается. Но придется. Иначе менталитет граждан останется прежним: "Обирают!"

- 1 января 2003 года в соответствии со статьей 26 Закона "О государственной регистрации юридических лиц" завершилась подача сведений от предпринимателей. По вашим оценкам, какая часть отечественного бизнеса вышла из тени?

- До недавнего времени в этой сфере царил полный хаос: 4500 муниципальных образований имели право по своим правилам регистрировать юридических лиц. Ни в одной стране мира нет такого, чтобы 50 процентов фирм не сдавали отчетность и невесть где находились. Практически никакого контроля со стороны государства! Конечно, порядок следовало навести раньше. С 1 июля 2002 года на налоговые органы возложена функция госрегистрации юридических лиц. Работа идет нормально. А если появятся факты, что где-то есть нарушения, то налоговый инспектор, допускающий это, будет нести ответственность вплоть до уголовной. Замечу: впервые в современной российской истории введены виды административной и уголовной ответственности чиновника за нарушение процедур госрегистрации юридических лиц. Мы рассчитываем, что в результате работы, которую сегодня ведут налоговые органы, будут закрыты фирмы-однодневки, служившие лазейкой для уклонения от налогов, а это около половины всех юридических лиц России - 1,6-1,7 миллиона.

- Минфин ратует за отсрочку снижения ставок единого социального налога и НДС до 2005 года. Насколько это обоснованно?

- По поводу ЕСН в обществе нагнетается негативное настроение: мол, налог велик и сложен в исчислении. И то, и другое не лишено оснований. Но три налога объединены в один, и его администрирование с 2001 года передано органам МНС России. Конечно, можно понизить ставку налога - уменьшить нагрузку на фонд заработной платы. Но ради чего вообще установили ЕСН в размере 35,6 процента? Ради пенсионной реформы. Пенсия сегодня состоит из трех частей: базовая, страховая и накопительная. До реформы поколение-next, то есть те, кто работает, обеспечивало старость тех, кто ушел на пенсию, ничего не накопив. Теперь мы одновременно пытаемся обеспечить старость поколениям без накопления, а тем, кто работает, эти накопления создать на счетах в пенсионных фондах. Снизим ЕСН до 20 процентов, меньше уйдет в сферу накопления, так как по базовой пенсии государство имеет весьма строгие обязательства.

МНС России только администрирует налог. Для нас нет принципиальной разницы - 20 или 35,6 процента. Мы работаем по ставке, установленной законодательством. Но, на мой взгляд, надо разъяснить людям последствия снижения ЕСН. Ведь это страховка на старость.

- Как ваше ведомство намерено решать проблемы, которые могут возникнуть с введением транспортного налога?

- ГАИ уже начала передавать нам базу данных. Так что теперь единственное, что будет важно, - мощность и марка автомобиля и ставка налога, установленная в субъекте РФ. Мы лишь просили законодательные органы регионов сделать так, чтобы транспортный налог платился не чаще раза в квартал. А дальше - дело техники: налогоплательщику - физическому лицу придет налоговое уведомление, в котором будет указано, какую сумму налога следует заплатить и в какие сроки, и квитанция на уплату налога. Так что надо будет с этой квитанцией всего лишь пойти в Сбербанк и заплатить. А куда вы свою машину дели - под забором бросили, на запчасти разобрали или еще как-нибудь ею распорядились, - ваша забота. На вас зарегистрирована машина - пожалуйста, платите. Если машину продали по доверенности до принятия закона, то вам необходимо сообщить налоговому органу, кому вы ее отдали по доверенности, и тогда плательщиком налога будет признано это лицо.

- Использует ли МНС какую-либо дополнительную информацию, кроме поданной самими налогоплательщиками?

- Платить налоги - святая обязанность. Задача налоговых органов - проконтролировать правильность и своевременность уплаты. Но это теория. На практике же в эту простую схему вмешивается естественное нежелание человека расставаться со своими деньгами. Словом, нам работы прибавляется: получая от налогоплательщика декларацию, мы вынуждены проверить, а все ли он подсчитал. Для этого нужна дополнительная информация.

- Какая, например?

- Например, потребление электроэнергии, воды или отгрузка продукции. Среди 1,7 миллиона налогоплательщиков мы выделили самых крупных (около 7 тысяч), дающих более 50 процентов налоговых поступлений. И проверяем прежде всего их. Даже создали специализированные инспекции по нефти, газу, алкоголю и табаку. Словом, необходимость во встречном потоке информации огромная.

- ИНН по-прежнему воспринимается некоторой частью населения в штыки. Насколько верны слухи о том, что МНС инициировало разработку и принятие законопроекта о введении уголовной ответственности за уклонение от получения ИНН?

- Не было вообще такого разговора! Хорошо, что вы идею подали Шучу, конечно. А если серьезно, то слухи вокруг ИНН выгодны определенным кругам, и кому именно, нам доподлинно известно. Налогоплатильщики - физические лица не несут никакой ответственности за неприменение этого номера.

- Вы - сторонник возвращения капиталов в Россию и не раз высказывались, что ради достижения этой цели не стоит интересоваться происхождением этих средств. Такая позиция вызывает возражения, в частности, у Комитета по финансовому мониторингу. Вы по-прежнему настаиваете на амнистии?

- Вывезенные капиталы - это не наличные, лежащие в каком-то укромном местечке, это депозиты в банках, ценные бумаги, недвижимость, а то и приобретенное за эти деньги производство. Вывезти стоит большого труда.

Нужно создать условия, чтобы у владельца таких капиталов появился интерес инвестировать в Россию. И первый шаг на этом пути - сделать так, чтобы человеку было психологически спокойно. То есть не спрашивать, откуда деньги. И без того ясно, что большая часть этих средств имеет в определенной мере сомнительное происхождение и доказать что-либо их владельцу будет непросто, да и доказывать не захочется - проще не иметь с Россией дела. Между тем бизнес в России крайне прибылен, ставки по депозитам и процент прибыли выше. Вот и надо привлекать этим. А тактика запугивания, угроз - это бесперспективно.

- Вы также ратуете за то, чтобы весь ходящий по России долларовый нал осел бы в отечественных банках. Не утопия ли это?

- Это крайне важно. Мы уже неоднократно обсуждали на заседаниях правительства закон о страховании вкладов. Но принять закон - полдела. Должно появиться доверие. Нужно не скупиться на рекламу, объяснять, что выгоднее отнести свои сбережения в банк: процент выше, деньги в сохранности, а в случае чего гражданин свои средства вернет - государство ему в этом клянется. Наш человек многократно обманут, и теперь он крайне осторожен. Но если почувствует, что это безопасно и выгодно, то достанет свои сбережения и понесет в банк.

- Интересно, а российские миллионеры тоже отнесли свои деньги в банки и открыто заявили о себе? Кстати, сколько их в России?

- Около 10 тысяч человек. Самый большой доход за 2001 год - порядка 2,3 миллиарда рублей. Но это законных денег. Сегодня богатым как никогда важно показать свою финансовую историю. Вообще наличие истории формирования капитала принципиально важно, потому что когда человек становится очень богатым, то у государства неизбежно возникает вопрос: а откуда деньги? И надо показать, как он богател, не нарушая при этом закон.

- Как МНС удается справляться с трудоемкой обработкой бумажных деклараций?

- Тут есть проблема. Если мы и дальше будем работать с бумагой, то скоро увязнем. Декларации вкупе с дополнительной информацией нас уже задавили. Мы все пишем, считаем, снова пишем. И все на бумаге. Потом с бумаги набиваем информацию в компьютер. 20-30 процентов личного состава только и делает, что набивает информацию. А надо, чтобы информация от налогоплательщика приходила в электронном виде с электронно-цифровой подписью, наш компьютер сам бы проверял правильность заполнения и выдавал расписку о сдаче декларации уже с нашей электронной подписью, а дальше в автоматическом режиме информация раскладывалась бы по базам, шло бы сравнение и инспектору на экран монитора выкидывался бы "флажок" только в случае, если какая-то нестыковка в данных. Мы к этому идем, иначе - провал.

- И где взять кадры, способные работать по такой схеме?

- В декабре на встрече с ректорами вузов я сказал: "Нам нужно примерно 12 тысяч специалистов ежегодно". Мы - самая емкая федеральная служба. Практически половина всех чиновников - наши работники. Мы решили изменить подход к формированию кадрового состава. В каждом субъекте Федерации мы откроем факультет по специальности "Налоги и налогообложение". Нам нужны три типа специалистов: по налогам и налогообложению, юристы-налоговики и информационщики. Последние особенно нужны.

В конце 2001 года правительство приняло Федеральную целевую программу развития налоговых органов, рассчитанную на три года и стоящую 17 миллиардов рублей. Какова задача? В первую очередь повысить качество налогового администрирования путем широкого внедрения современных информтехнологий. Кроме того, надо каждую из 1600 налоговых инспекций разместить в отдельном здании. Это не лишняя трата денег. Подумайте: информация, которую мы собираем, уникальная и секретная. Мы знаем о человеке практически все: его доходы, наличие транспорта, недвижимости, адрес. Мы можем просчитать вас полностью. А если эта информация попадет в руки криминала?.. Нашу информацию надо беречь.

- Вашим коллегам на Западе, наверное, куда как проще живется. Я даже не компьютеры имею в виду - народ там более законопослушный.

- Кто вам это сказал? Все точно так же: если есть малейшая возможность сэкономить хотя бы полдоллара, каждый бизнесмен это сделает, не моргнув глазом. Другое дело, что у них законы уже отшлифованы жизнью, лазеек осталось мало. А мы лишь начинаем процесс. За полгода создаем нормативную базу! Где это видано? Но мы оптимисты, налоги - залог построения сильной, экономически независимой России.

Светлана Сухова

МНС опубликовало порядок подачи декларации о доходах, полученных в 2002 году  »
Юридические статьи »
Читайте также