Налоги: Больше не значит лучше

Скоро будет год, как в России введен налоговый учет. Попробуем оценить "масштабы бедствия".

Формально предприятия и организации должны вести налоговый учет с 1 января 2002 г. Однако на деле многие еще пользуются возможностью спокойно продолжать его внедрение и разработку. На практике только годовой отчет за этот год (его надо сдавать в марте 2003 г. ) должен быть подтвержден данными налоговых регистров, так как согласно ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Проверять, как налогоплательщики ведут налоговый учет, налоговые органы начнут тоже не ранее 2003 г. Но, приступив к этим проверкам, налоговики столкнутся с неприятным сюрпризом.

Когда МНС вводило налоговый учет, налоговики объясняли необходимость этого шага огромными расхождениями между бухгалтерскими и налоговыми правилами определения прибыли, а также сложностью контроля за тем, как предприятия корректируют свою прибыль для целей налогообложения. Однако впоследствии в главу 25 Налогового кодекса о налоге на прибыль были внесены "технические" изменения, воплощающие собой высшую степень либерализма. Они разрешили налогоплательщику самостоятельно выбирать удобную для него систему налогового учета. Налоговики едва ли ожидали таких поправок в НК, и теперь им придется разбираться в дебрях систем налогового учета каждой отдельной компании.

Наличие разных систем налогового учета не является головной болью налогоплательщика - это лишь дополнительные трудности для самих налоговиков. Большая проблема для компаний - сама необходимость вести налоговый учет наряду с бухгалтерским. Но есть ли объективная необходимость в том, чтобы заставлять компании вести параллельно две системы учета?

Финансовый результат компании, выявленный согласно правилам бухгалтерского (финансового) учета, - это один из важнейших показателей деятельности компании для ее акционеров, кредиторов и партнеров, которые используют данные финансовой отчетности для принятия экономических решений. Исходя из этих целей бухучет основывается на ряде ключевых концепций и в него заложены определенные принципы и допущения - например, принципы консервативности и объективности.

Налоговый учет - дело другое. Единственное, для чего он необходим, - это правильность и полнота уплаты налогов в бюджет. У бюджета хороший аппетит: чем больше налогов, тем лучше. Прибыль, сформированная по правилам налогового учета, по своей природе не может и не должна объективно отражать финансовое положение компании.

Правила определения прибыли для целей налогообложения довольно резко отличаются от бухгалтерских правил выявления результата деятельности компаний почти во всех странах мира, вне зависимости от используемых ими стандартов бухучета. Но никто не создает специальную систему налогового учета. Россия же идет своим собственным путем, вводя отдельную от бухучета систему налогового учета.

К сожалению, перевод российских предприятий на международные стандарты финансовой отчетности тоже не сможет решить проблему, так как эти стандарты не затрагивают порядок налоговых расчетов. А поскольку правительство предполагает разрешить применение международных стандартов исключительно для сводной (консолидированной) бухгалтерской отчетности, российским предприятиям придется вести учет как минимум по трем системам: учет по российским стандартам, по международным стандартам, налоговый учет. А ведь многие компании ведут еще и управленческий учет!

К сожалению, данный случай не попадает в категорию ситуаций, когда "чем больше - тем лучше". Количество систем учета не перерастет в их качество. Наоборот, количество систем учета их и погубит.

Для выхода из сложившейся ситуации необходимо установить лишь одну обязательную систему финансового учета, которая выбирается компанией самостоятельно, исходя из ее потребностей (МСФО, РСБУ или упрощенный учет). А расчет налогооблагаемой прибыли нужно производить в соответствии с общепринятой мировой практикой - на основании системы корректировок данных финансового учета.

Екатерина Емельянова

зампредседателя комитета по налоговой и бюджетной политике РСПП

МНС выступает за изменение законодательства в целях соблюдения принципа "одного окна" при регистрации налогоплательщика  »
Юридические статьи »
Читайте также