О дистанционном способе продажи товаров

В последние годы получил широкое распространение способ продажи товаров посредством размещения соответствующих предложений на телевидении, в эфире радиостанций, на интернет-сайтах, в печатных изданиях (дистанционный способ продажи товара). В такой форме потребителю предлагается широкий выбор разнообразных товаров: приборы для профилактики и лечения различных заболеваний, биологически активные добавки к пище (БАД), электробытовые, спортивные, косметические и др. товары.

Дистанционный способ продажи, безусловно, имеет ряд преимуществ: потребитель, не выходя из дома, может получить исчерпывающую информацию о товаре, его потребительских свойствах, качественных характеристиках и способах использования. Это позволяет ему не спеша и в удобное для него время приобрести тот товар, который его заинтересовал.

Однако, к сожалению, практика показывает, что подобные формы продажи часто используют недобросовестные продавцы. Потребитель, доверяясь красивой и убедительной рекламе, зачастую оказывается обманутым, после оплаты товар либо не предоставляется вовсе, либо некачественный, не соответствующий заявленным требованиям, без необходимой и достоверной информации. Часто продавец не берет на себя никаких гарантийных обязательств, не информирует потребителя о наименовании и местонахождении предприятия. Нередко в результате сознательного введения потребителей в заблуждение относительно истинных потребительских свойств товаров причиняется вред их здоровью и даже жизни.

Что же должен знать потребитель, приобретая товар дистанционным способом?

В Закон РФ "О защите прав потребителей" в декабре 2004 года была введена статья 26.1 "Дистанционный способ продажи", призванная упорядочить соответствующие отношения между потребителем и продавцом. Теперь Закон возлагает на продавца дополнительные обязательства, а именно: до заключения договора, т. е. до согласия потребителя приобрести товар, предоставлять потребителю информацию об основных потребительских свойствах товара, о своем наименовании и месте нахождения, о месте изготовления, цене и условиях приобретения товара, о доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора. При этом указанная информация должна быть достоверная, т. е. исключающая возможность введения потребителя в заблуждение.

Более того, в момент доставки товара потребителю в письменной форме также должна быть предоставлена вся необходимая информация о товаре, включающая, в том числе, правила и условия эффективного и безопасного использования товара, сведения о противопоказаниях для применения при отдельных заболеваниях, о наличии в продуктах питания пищевых добавок и генно-модифицированных компонентов, а также информацию о порядке и сроках возврата товара, отдельно предусмотренных Законом.

При дистанционном способе продажи Закон предоставляет потребителю право отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара - в течение 7 дней. А в случае непредоставления такой информации в письменной форме в момент доставки товара отказаться от товара можно в течение трех месяцев с момента передачи товара. Здесь следует помнить, что возврат товара надлежащего качества возможен только при сохранении товарного вида и потребительских свойств товара. Отсутствие чека не лишает потребителя возможности ссылаться на свидетельские показания или другие доказательства приобретения товара у данного продавца.

Однако следует учесть, что если товар надлежащего качества имеет индивидуально определенные свойства, т. е. может быть использован исключительно приобретающим его потребителем, то вернуть такой товар потребитель уже не может.

Если же товар окажется некачественным либо недостатки в нем возникли из-за непредоставления необходимой информации, потребитель вправе по своему усмотрению предъявить продавцу требования о бесплатном ремонте, уменьшении цены, замене товара или возврате уплаченной за товар денежной суммы. При этом продавец обязан вернуть деньги не позднее чем через 10 дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.

Если вас обманули, ввели в заблуждение, продали некачественный товар, вы можете обратиться за консультацией к специалистам по защите прав потребителей администрации муниципального образования либо в территориальный отдел ТУ Роспотребнадзора соответствующего района Ленинградской области.

Т. В. Шумахер Консультант отдела защиты прав потребителей Территориального управления Роспотребнадзора по Ленинградской области

Посторонним код запрещен Насколько опасно заниматься интернет-шопингом, не вставая с дивана?  »
Юридические статьи »
Читайте также