И никаких у.е. С 2005 года мы будем отстаивать свои права по-новому

В этой жизни нам приходится платить за все. Но одно дело, когда мы выкладываем свои кровные за радующий вкус и глаз качественный товар, и совсем иное, когда нам подсовывают брак. Становится жаль не только потраченных денег, но и общество, допускающее такую несправедливость. А больше всего жаль себя самого. Что делать? Может быть, ответ подскажет новый закон "О защите прав потребителей", вступивший в силу в канун Нового года?

ОБМАН НА РАССТОЯНИИ

Рассказывают, что когда Наполеон выпустил новые пятифранковые монеты, они оказались таких размеров, что граждане не стали ими пользоваться и они мертвым грузом осели в банках. Дабы спасти ситуацию, император объявил, что в одну из монет впаян чек на 5 млн франков. Население отреагировало мгновенно, и уже вскоре весь денежный запас был разобран. Правда, счастливец, который бы предъявил такой чек, не появился до сих пор... Вопросы и жалобы по поводу разрекламированных в телемагазине товаров редакция "СПб Курьера" получает постоянно. То приобретенный тренажер разваливается в первую же неделю его работы, то миникоптильня покрывается ржавчиной после первой же готовки. А буквально на днях наша читательница, жительница блокадного Ленинграда В. Богданова прислала письмо, в котором жаловалась на брак, обнаруженный ею в приобретенном за 3500 рублей "лечебном воротнике", который ни вернуть, ни обменять ей не удается.

"Это действительно наша беда. У нас шквал подобных жалоб", - подтвердили в Обществе потребителей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. И с сожалением признались, что наказать телепродавцов они не могут. На телефонах, как правило, сидят непосвященные в суть вопроса диспетчеры. А сами фирмы постоянно меняют названия, закрываются, а чаще всего просто исчезают в никуда. И никаких юридических механизмов воздействия на них, увы, не существует.

Теперь ситуация в корне иная. Власти внесли в закон совершенно новую статью под названием "Дистанционный способ продажи товара". Ее суть в том, что теперь у любого потребителя есть "право отказа от приобретенного им товара в любое время до его передачи. А после передачи - в течение семи дней". В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменном виде в момент доставки, потребитель вправе отказаться от него в течение трех месяцев с момента передачи товара. При отказе потребителя от товара продавец в течение 10 дней должен возвратить ему денежную сумму за исключением расходов продавца по доставке от потребителя возвращенного товара.

Завоевание, как говорится, налицо. Но все же и сами потребители не должны терять бдительности. Эксперты советуют им критически смотреть рекламные ролики, стараться получить как можно больше информации о фирме и продаваемых ею изделиях, внимательно проверять сам товар и сопроводительные документы. И не стесняться жаловаться, тем более что новый закон на их стороне.

БАРЬЕР ДЛЯ ТРАНСГЕНОВ

По мнению известного французского карикатуриста Жана Эффеля, авторами первой рекламной кампании стали... черти. Художник создал шуточную серию рисунков "Рождественские рекламы". На одном из них он изобразил пребывающих в раю Адама и Еву, снабдив рисунок следующей надписью: "Ешьте яблоки - они полезны".

Еще совсем недавно генетически модифицированные или трансгенные продукты (ГМП) были постоянным объектом внимания как прессы, так и всех россиян. Ведь в то время как цивилизованная Европа дружно протестовала против их нашествия, наши граждане не всегда даже имели информацию о том, что же конкретно они употребляют в пищу. Напомним, что смысл этого ноу-хау - в возможности манипулировать не целыми блоками, как это было в селекции, а отдельными генами, меняя их местами, "вырезая" и внедряя в новый организм. Это не только позволяет создавать принципиально иные виды растений, но и значительно сокращает сроки появления на свет, делая их более красивыми и устойчивыми.

При кажущемся преимуществе ГМП главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко относился к ним с большим сомнением, утверждая, что "наши медики пока просто не сталкивались с заболеваниями, вызванными трансгенной пищей. Но это не значит, что она безвредна, просто люди не всегда обращаются к врачам". А в Центре контроля качества Санкт-Петербурга не отрицали, что такие продукты могут накапливать больше токсинов, вызывать аллергическую реакцию, быть менее питательными и потенциально опасными.

Тем не менее ни один из российских производителей не сообщал потребителям о наличии в его продуктах ингредиентов, полученных путем генной инженерии. Хотя, по данным Департамента Госсанэпиднадзора РФ, каждый пятый продукт, употребляемый россиянами, содержит ГМП.

Новая редакция закона меняет ситуацию и здесь. Теперь каждый изготовитель, использующий в продуктах питания компоненты, полученные с применением генетически модифицированных источников, должен довести эту информацию до потребителя, указав на упаковке, содержится ли в их продукте ГМП или нет. Если же он скрыл эти сведения или представил их не в полном объеме, любой человек или объединение потребителей сможет подать иск о возмещении ущерба. А уж есть или не есть генетически модифицированное "яблочко" - каждый решит для себя сам.

К ОТВЕТУ

В конце 1714 года Петр I издал указ "О неторговании русским платьем и сапогами", в котором повелевал, чтобы эти предметы одежды не только не продавали, но и не носили. Ослушникам сего он грозил жестким наказанием.

Сегодня задача, поставленная великим преобразователем, не просто решена, а заметно перевыполнена. Большинство действительно предпочитает импортные товары. Покупателей не отпугивает ни отсутствие инструкции па русском языке, ни невозможность в случае брака найти управу на производителей. Перестали шокировать даже указанные в пресловутых у. е. цены. Хотя ни в одной другой стране мира представить такое просто невозможно!

Новый закон расставляет все точки над "i" и в этих вопросах. Теперь иностранный изготовитель будет нести перед российским потребителем такую же юридическую ответственность, как и российский производитель. Новый документ обязывает иностранные компании создавать на территории РФ организации, уполномоченные принимать и удовлетворять претензии российских потребителей на ненадлежащее качество импортных товаров. По словам руководителя Северо-Западного территориального управления федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Светланы Соловьевой, на каждой упаковке заграничных товаров должна появиться информация о том, куда в случае неудачной покупки и возмещения ущерба можно направлять свои претензии. И никаких у. е. По новому закону, указывать цены в у. е. строго запрещено. Гораздо увереннее чувствовать себя в магазинах помогут и такие положения нового документа:

- расширение полномочий государственного контроля и надзора в области защиты прав потребителей, получившего право приостанавливать производство и реализацию товаров, не соответствующих обязательным требованиям,

- право на получение информации о сравнительных испытаниях товаров, что теперь не является рекламой,

- право потребителя при отсутствии кассового и товарного чека ссылаться на свидетельские показания.

Главное - не стесняться настаивать на своем. Пусть наконец продавцы поймут: закон надо уважать и исполнять.

Марина Алексеева

Банки обманывают население с кредитами  »
Юридические статьи »
Читайте также