Мухамед Циканов: "Привлекать инвестиции -- это обязанность субъекта Федерации"

В начале апреля состоится поездка комиссии Минэкономразвития РФ в Петербург, в ходе которой будет проведена оценка готовности реставрируемых объектов к 300-летию Северной столицы.

О том, как в Минэкономразвития оценивают ход подготовки к юбилею Петербурга и в целом социально-экономическую ситуацию в Северо-Западном федеральном округе, рассказывает заместитель министра экономического развития и торговли Мухамед Циканов.

-- Как Минэкономразвития оценивает в целом ситуацию с социально-экономическим развитием Северо-Западного федерального округа (СФЗО)?

-- С точки зрения товарооборота и логистики СЗФО -- самая выгодная и благоприятная точка России. Наличие портов, транспортной инфраструктуры, близость границ делают регион близким как к товаропроизводителям, так и к потребителям -- фактически это уникальная ситуация.

Если принять это как базовый принцип, то можно заметить, что состояние экономики Северо-Западного федерального округа явно не соответствует его возможностям. Хотя, например, темпы экономического роста неплохие. По итогам прошлого года промышленность выросла на 16%, сельское хозяйство осталось на том же уровне. Рост инвестиций составил 3-4%. Но в то же время выгодное геостратегическое положение не используется в полной степени. Возьмем экспорт -- темпы роста в СЗФО ниже, чем в среднем по России. В прошлом году экспорт составил лишь 96%. В то же время в округе самый высокий уровень импорта по России. Наконец, неприятный показатель -- это снижение реальных денежных доходов населения на 5% к предыдущему году. Если анализировать весь этот комплекс, то в наиболее выгодном положении на Северо-Западе находится Новгородская область. Это единственный регион, где законодательная и административная система привлекательны для инвесторов.

-- Какова ситуация в Петербурге и Ленобласти?

-- Абсолютное несоответствие инвестиционного климата инвестиционному потенциалу. Имея выгодные логистические возможности и географическое расположение (а также, наконец, высокий статус города), можно было сделать гораздо больше. Основная причина -- несовершенство законодательства, и это должно быть головной болью местных властей. Потому что выстраивание административной системы -- задача не федерального центра, а самих региональных властей.

-- Минэкономразвития не раз ставило в укор региональным властям, что они не могут выполнить свои обязательства по финансированию и привлечению инвестиций для реализации федеральных целевых программ (ФЦП).

-- Я бы сказал больше. Обязательства регионов в части финансирования ФЦП -- это их бюджет и привлеченные средства, которые сейчас практически на нуле. Привлекать инвестиции -- опять же прямая обязанность субъекта Федерации. Федеральный центр этим заниматься не должен.

-- Готовятся ли в Минэкономразвития России программы или законопроекты по социально-экономическому блоку Северо-Запада?

-- У нас есть прямое поручение Президента Российской Федерации по разработке нового закона по социально-экономическому развитию и статусу Калининграда. Этот законопроект уже находится в высокой степени готовности, осталось его согласовать со всеми заинтересованными ведомствами и министерствами. Он должен заменить действующий закон об особой экономической Калининградской зоне, который, к сожалению, не стимулирует привлечение в этот регион инвестиций и экспорта. Пока он стимулирует только рост импорта в Калининградскую область.

-- Как Вы оцениваете ход подготовки к 300-летию Петербурга? Насколько с точки зрения министерства эффективно осваиваются средства, которые выделяются на подготовку к 300-летию?

-- Исчерпывающую оценку можно будет дать только по факту. Из того, что первоначально было запланировано, на более поздний срок перенесена сдача лишь двух объектов -- КАД и дамбы. Мы пошли на беспрецедентный шаг: согласовали с Минфином России вопрос о том, что профинансируем всю сумму. (Скорее всего, так и будет.) Что касается освоения денег, то это более 100% из федерального бюджета и порядка 97% -- из местного. Программу подготовки к 300-летию Петербурга мы начали финансировать с 2001 года. Из федерального бюджета в 2001 году было предусмотрено 444 млн рублей, профинансировано 430 млн рублей в 2002 году. То есть из федерального бюджета за 3 года, включая 2003 год, выделено 1,455 млрд рублей. Для сравнения, из бюджета города профинансировано примерно 200 млн рублей.

-- Вы согласны с тем, что средства из федерального бюджета выделяются в количестве, достаточном с точки зрения Минэкономразвития, но не с точки их реальной необходимости?

-- Давайте оценим ситуацию с экономической точки зрения. Был определен согласованный с Правительством России и администрацией Петербурга перечень объектов, которые необходимо реставрировать к 300-летию Петербурга. Это 79 объектов -- 20 по историческому центру и 59 по другим объектам. По всем объектам была сделана проектно-сметная документация, и на ее основании определен объем средств, необходимых для их реставрации. Эти средства еще в 2000 году были распланированы на 3 года и согласованы по источникам финансирования.

Ни у кого никаких вопросов не возникло, за исключением двух объектов -- КАД и дамбы. Не получилось аккумулировать необходимое количество средств. По дамбе возникали постоянные вопросы по госзаказчикам и субподрядчикам, и все это приводило к оттягиванию решений. Были избыточные ожидания, что удастся быстро получить заимствования. Однако согласованный график финансирования и ввода этих объектов есть -- это 2005-2007 годы. Причем в завершении строительства КАД заинтересован и федеральный центр. Без реализации полукольца создать транспортный коридор Север-Юг не получится.

Владимир Лавицкий

Транспорту указали где нельзя, но не сказали -- где можно  »
Юридические статьи »
Читайте также