Внимание! Мотор! Когда в городе наведут порядок с такси?

"В Ленинграде-городе, как везде, такси, но не остановится - даже не проси. Если сильно водку пьешь, по пьянке не захочешь, а дойдешь до стоянки", - так в конце шестидесятых годов пел Владимир Высоцкий. Мы решили выяснить, как же обстоят дела с такси в Петербурге в начале XXI века.

Вымирающий вид

В своем ежегодном послании городскому парламенту, которое уже сейчас растащили на цитаты, Валентина Матвиенко в очередной раз подчеркнула: Санкт-Петербург обязательно должен стать европейской столицей. А какая европейская столица без налаженного рынка таксомоторных услуг? Ведь такси, как ни крути, является непременным атрибутом любого современного мегаполиса. (Тем более мегаполиса, претендующего на звание европейского.)

К тому же незадолго до озвученного послания губернатора на заседании городского правительства снова обсуждался вопрос о создании стоянок такси. Как стало известно, сегодня на территории Петербурга официально работают всего 500 (!) такси. В течение года ожидается появление не менее тысячи таксомоторов. Потребность же города - три тысячи машин. А если равняться на пресловутые европейские стандарты, то Петербургу требуется не менее 5000 авто с шашечками.

Правда, еще в мае прошлого года Комитет по транспорту обещал, что численность официальных таксистов увеличится до 4,5-5 тысяч машин. Впрочем, это не единственное обещание, которое давали чиновники в разное время. Так, например, в 2001 году власти вели активную борьбу за сохранение таксистов как вымирающего вида. На тот момент профессиональных таксистов насчитывалось около ста (!). В связи с этим городское правительство разработало программу "Возрождение такси", которая предусматривала создание "зон безопасности". Такие зоны существуют практически во всех европейских странах - там, кроме такси и тщательно проверенных автомобилей прилетевших пассажиров, никакой другой транспорт парковаться не может. С тех пор воды утекло много, сменилось руководство, чиновники, однако в отношении такси и стоянок как ничего не делалось, так по-прежнему и не делается.

Без документа - никак

Во время последнего обсуждения этой проблемы Комитетом по транспорту было предложено очень интересное постановление, которое предусматривало создание регулируемых и нерегулируемых стоянок такси. Смысл его сводился к тому, что в ближайшие полтора-два года на территории Петербурга должно появиться около 230 нерегулируемых стоянок такси и 11 регулируемых.

Но проблема такси - это не только проблема отсутствия стоянок, но и проблема безопасности и легальности. В этом смысле ситуацию с таксомоторными перевозками можно без преувеличения назвать печальной. Дело в том, что в России - на федеральном и на местном уровне - правовых актов, регулирующих такие перевозки, просто не существует. По словам председателя правления Ассоциации таксомоторного транспорта России (АТТР) Юрия Вейкова, последний закон в этой сфере был принят чуть ли не в 1968 году.

Естественно, на сегодняшний день он уже не представляет никакой ценности.

"Не мешай - я машину ловлю"

Впрочем, если такси не найти и не дождаться, то можно воспользоваться услугами "частников", которых на любой дороге пруд пруди. Как правило, на вытянутую руку останавливается примерно каждая десятая машина. Водители за такой "подвоз" берут в среднем от 50 до 200 рублей в зависимости от дальности поездки. И все это кладут в карман.

Ни для кого не секрет, что "частники" на таксомоторном рынке давно взяли инициативу в свои руки. По словам Владимира, таксиста с двадцатилетним стажем, сегодняшние цены на такси давно отпугнули потенциальных клиентов.

- Часто бывает - едешь по городу, смотришь - человек голосует. Уже остановиться собрался, притормозил. А он брезгливо так рукой сделает, мол, проезжай, не мешай - я машину ловлю. Раньше спрос на такси превышал десять тысяч вызовов в день. Теперь же в день не набирается и тысячи желающих, - вздыхает Владимир.

Сейчас в Петербурге за один километр пути пассажиру приходится платить в среднем от 15 до 25 рублей. Разрыв довольно внушительный. В сущности, он свидетельствует полной неорганизованности тарифной политики таксомоторных операторов, которая наблюдается сегодня в городе. Или, так будет честнее, о ее полном отсутствии. (Впрочем, как и об отсутствии самого рынка в целом.)

- Такси - это та сфера жизни, которая непременно должна регулироваться государством, - считает г-н Вейков. - Лицензионные перевозчики должны быть в более выгодных условиях, а сегодня получается так, что у тех, кто работает "по-белому", положение хуже.

Иначе говоря, для нормальной работы таксомоторов необходимо, чтобы государство позаботилось не только о том, чтобы легальных такси стало больше, но и о том, чтобы именно им оказывать поддержку.

По лицензии

Как сообщила заместитель начальника отдела автодорожного транспорта по пассажирским перевозкам городского отделения российской транспортной инспекции Наталья Орлова, стать лицензированным извозчиком в нашем городе в принципе не так уж дорого.

- За саму лицензию сроком на пять лет надо заплатить 1000 руб., за медицинское обследование и техосмотр - 300 руб. Но самое главное - необходимо будет окончить специальные десятидневные курсы для таксистов, на которых всего за 3500 руб. водителя научат оказывать первую помощь и заполнять путевые листы. Частному предпринимателю-водителю придется ежемесячно выплачивать вмененный налог - 600 руб., - говорит г-жа Орлова.

Практически столько же (около 5 тыс. руб. с физического лица) "частнику" придется заплатить, если в один прекрасный день его поймают на незаконном извозе. Правда, как сообщает Наталья Орлова, далеко не всегда суд привлекает к ответственности. Проблема в том, что в суде требуют доказательств систематического нарушения правил водителем, а вероятность поймать дважды одного и того же человека в пятимиллионном городе сводится практически к нулю. Кроме того, необходимо доказать факт передачи денег, да еще и со свидетелями. А это сделать практически невозможно.

Главным же остается вопрос: как спешащему горожанину максимально безопасно добраться до места назначения? Где гарантия, что "частник" доставит вас в целости и сохранности? Лицензионный таксист должен нести ответственность за свои действия, а "частник" отвечать ни за что не будет.

- Пока пассажир в этом бизнесе не будет главным звеном, такси в Петербурге никогда не станет визитной карточкой города, - убежден Юрий Вейков.

P. S. К сожалению, нам не удалось узнать, что думают об этом директора таксопарков. Они не охотно общаются с прессой и после первого же вопроса вешают трубку.

Комментарии

Александр Дацюк, председатель комитета по транспорту: - Ситуация с таксомоторными перевозками в нашем городе довольно сложная. Отсутствие нормативов уже говорит само за себя. Однако еще в прошлом году Комитетом по транспорту было разработано и утверждено положение об организации легковых таксомоторных перевозок в Петербурге, приеме и осуществлении телефонных заказов. Тем не менее по-прежнему наша задача - сделать единые правила для всех такси, в том числе и общие правила лицензирования.

Из истории вопроса

Первые автомобили, оснащенные специальным счетчиком - "таксометром", появились на улицах Лондона 22 марта 1907 года. Это событие по праву можно считать днем рождения такси. Первые такси, сконструированные компанией Renault, были окрашены в красный и зеленый цвета, поэтому они заметно выделялись среди черных автомобилей, их легко было распознать в потоке движения.

Кстати, для того чтобы стать таксистом в Лондоне, водители учатся почти год. И на экзамене их просят описать воображаемый маршрут из одного конца города в другой, точно указывая все улицы на пути.

Как часто петербуржцы ездили на такси в 2003 году (%)

Не ездят на такси - 77

Реже 1 раза в месяц - 15

1-2 раза в месяц – 5

1 или несколько раз в месяц – 2

Практически каждый день – 1

Валерия Климентьева

Монетизация, которой не будет?  »
Юридические статьи »
Читайте также