Автолюбители и автопрофессионалы

Понять, что такое «угнали машину», может только тот, кто сам прошел через это испытание.

Здесь целая гамма чувств: горечь потери, чувство собственной беспомощности перед криминалом, злость — на воров и на себя, допустившего и не уберегшего. Кто, как и где угоняет наши автомобили? Можно ли защитить четырехколесных друзей от похищения?

Ответить на эти и другие вопросы мы попросили знающего и компетентного человека — Арсена Загаштокова, много лет возглавляющего 8-й отдел (по борьбе с кражами и угонами автотранспорта, а также с разбойными нападениями на его владельцев) Управления уголовного розыска Криминальной милиции ГУВД. Отдел, к слову, уважаемый и известный. Множество его разработок признавалось лучшими в России. А большинство сотрудников подразделения имеют государственные награды, причем такие, как орден Мужества, медаль «За отвагу».

«Законодательство у нас такое, что угонщик может отделаться штрафом».

— Арсен Асланович, ваш отдел противостоит угонам и кражам. А в чем разница между ними?

— Да не вижу я ее, эту разницу. На наш взгляд, законодатели разграничили состав преступления совершенно искусственно. Да, номинально угон — это когда нет цели хищения. Например, кому-то пришло в голову забраться в чужой автомобиль, прокатиться на нем.

— А что, так не бывает?

— Случается. Крайне редко. Но представьте себе такую ситуацию: человек проникает в дорогущую иномарку, «справившись» при этом как минимум с тремя порогами сигнализации. А потом уверяет, что ничего красть у него и в мыслях не было. Просто покататься решил.

— Но ведь ясно, что это не так.

— Вам ясно, нам ясно. А правосудие почему-то ему верит, и преступник может вообще штрафом отделаться. В практике работы нашего отдела полно случаев, когда нам приходилось по нескольку раз одного и того же вора задерживать, чтобы наконец «закрыть» его. Поэтому я не люблю слово «угонщик» и называю их так, как и следует — автомобильными ворами. Я считаю, для успешной работы необходимо ввести в Уголовный кодекс единую статью, объединить «угоны» с «кражами».

— Что еще осложняет вам работу?

— Так называемые «разборки», места, куда пригоняют украденные машины на запчасти. Их огромное количество в нашем городе, они спокойно существуют под видом торгово-закупочных «точек». Необходимо регламентировать их деятельность, должно быть соответствующее решение властей. Это бы здорово помогло всем, количество краж сразу бы снизилось.

— Кто угоняет наши авто? И где это чаще всего происходит?

— Это может быть наркоман, сдавший его на разборку за 300 долларов, а может быть вполне серьезная группа, охотящаяся за вполне серьезными машинами. Понимаете, воров привлекает прежде всего доступность автомобилей. В квартиру попасть трудно, к тому же велик риск, что кто-то услышит, что оставишь отпечатки. А тут на улице «лежат» 50 тысяч долларов, а через пять минут на этом месте — просто кусок асфальта.

Машины, угнанные в Питере, «легализуются» в других городах страны едва ли не через сутки.

Каждый член группы выполняет определенную функцию. Задача воров — найти в кратчайшие сроки автомобиль и угнать его. Для этого они используют новейшие приспособления, сканирующие устройства. Дальше в дело вступают «граверы» — перебивщики идентификационных номеров. Потом — люди, которые готовят документы для машины, регистрируют ее в МРЭО в одном из городов России, «легализуют», используя связи с правоохранительными органами. Мы находили угнанные в Питере автомобили в Красноярске, в Абакане — там они были поставлены на учет чуть ли не через сутки после угона! Кстати, в подавляющем большинстве случаев угонщики, «граверы» и «легализаторы» не знают друг друга, с ними держит связь только организатор.

Где воруют? Днем — у офисов, у гипермаркетов, у мест, где автовладелец проводит достаточное количество времени. Ночью — в «спальных» районах.

— Угоняют «под заказ» или просто любую дорогостоящую?

— Бывают и заказы. Разбил, например, человек свою машину. Понимает, что восстановить ее, в принципе, можно. Заказывает точно такую же модель, а потом умельцы собирают ему «новую».

— Случалось ли, чтобы в роли наводчиков оказывались продавцы или те, кто ставил сигнализацию?

— Да. Это произошло в одной крупной дилерской компании, не буду называть ее, скажу только, что речь идет об отечественных моделях. Сначала мы поняли, что есть «утечка», потом — что она идет именно оттуда, а потом уже вычислили, через кого именно.

— С автостоянок, из гаражей часто похищают?

— В области — часто. В городе не так, конечно, но тоже. Что неудивительно: пьяный сторож — это не сторож. Что касается стоянок, то там нередко происходят уже разбойные нападения.

— Какие машины чаще всего становятся жертвами?

— Отечественные модели последних годов выпуска и престижные иномарки. Впрочем, иномарки с 10–12-летним стажем тоже крадут, сдают на запчасти. Труднее сказать, какие не угоняют. Наверное, те, что хорошо защищены.

Чем больше «секреток» в машине, тем маловероятней ее похищение.

— Вот мы и подошли к самому интересному. Дайте совет, как уберечь машину.

— Тут единого рецепта нет. Но вот что важно. Электронную сигнализацию могут легко считать (раньше сканеры были спрятаны у них в «тетрисы», сейчас — в мобильные телефоны). Механику же не сканируешь. Поэтому неплохо бы установить побольше именно таких препон — «секреток», крюков, прерывателей, известных только самому хозяину. Ведь все зависит от того, как скоро вор сможет завести машину. Он потеряет время на одной «секретке», на другой: А они не любят долго копаться.

Если вы припарковались у кафе или ресторана, имейте в виду: бывает, что в группу угонщиков входят карманники, задача которых — изъять ключ из вашей куртки. Будьте внимательны. Да, вот еще. Если в том же кафе ваш мобильный телефон вдруг перестал принимать сигнал, возможно, где-то рядом работает сканер. Здесь тоже нужно быть бдительным.

А вообще, «неугоняемых» машин нет. Если это не удается «тихим» способом, преступники могут пойти на разбой. Обычно это происходит в момент посадки в автомобиль или в момент выхода, так что хорошенько присмотритесь, нет ли рядом подозрительных типов, прежде чем подходить к машине. Если вас «подрезали» или произошло ДТП и вас приглашают на разговор, также не спешите выходить, на провокации не поддавайтесь. Заблокируйтесь и вызывайте ГАИ. И с фантазией у воров все нормально. Как-то раз к машине одной дамы привязали груду консервных банок. Она едет, не понимает, почему грохот такой стоит. Вышла посмотреть — тут же прыгнули в автомобиль и угнали.

— Знаю, во многих отделах «собирают» такие казусные истории.

— Может быть, но мы в этом смысле люди без чувства юмора — ничего такого не «коллекционируем», не записываем. Скорее наоборот — собираем уже наши приемы по борьбе с угонщиками, разработки. И охотно делимся ими с коллегами в других городах или из других отделов.

Беседовал Артем Костюковский

Рынок такси тормозят частники Под давлением нелегальных перевозчиков профессионалы ищут новые подходы к клиенту  »
Юридические статьи »
Читайте также