Технически неосмотрительно что выгоднее для водителя: пройти государственный техосмотр, купить талон ГТО или не делать ни того, ни другого?

Заголовок (строка)

28 марта во Фрунзенском федеральном суде начнутся слушания по уголовному делу о краже 53 тысяч талонов гостехосмотра (ГТО). Обвиняемый -- сотрудник ГАИ Фрунзенского района Александр Новиков считался в районном управлении ГИБДД лицом, ответственным за получение техталонов и распределение их между станциями осмотра (в Купчине таких станций четыре: одна государственная и три коммерческие). Новикову предъявлено обвинение в халатности. Потерпевшим официально считается государство, на деле -- те водители, которые купили исчезнувшие талоны и теперь вынуждены "проходить" техосмотр заново.

Ушел талон, невольник чести

Исчезновение огромной партии техталонов в ГАИ Фрунзенского района обнаружили еще в июле прошлого года. Руководители 4-го отдела ГИБДД, который, в частности, занимается контролем за проведением гостехосмотра, заинтересовались, почему представители Фрунзенского ГАИ приезжают за новыми бланками талонов чаще, чем инспекторы из других подразделений. Плановая инспекция выявила, что в сейфе, где хранились чистые бланки, осталось три тысячи талонов на 2006 год, а на 2005-й -- ни одного, несмотря на то что совсем недавно район получил 40 тысяч бланков. Мало того, полученные купоны не фигурировали в журнале, куда по правилам было положено заносить сведения о них.

Как ни странно, каждый из пропавших талонов оценили всего в 20 рублей, так что общая сумма ущерба едва превысила миллион рублей. Между тем даже официальная пошлина за талон составляет 30 рублей. А неофициальная стоимость известна каждому автомобилисту -- от 1000 до 1500 рублей. Именно столько стоит купить техосмотр, или, говоря образованным языком, "пройти его заочно".

В августе инспектора ГАИ Новикова отправили в отставку, предъявив ему обвинение по статье "халатность", а в городе начался отлов автовладельцев с крадеными талонами. Их серии быстро стали известны: 154-159, но владельцы меченых техосмотров не спешили выбрасывать улики. Кому-то везет до сих пор. Каждый пойманный автомобилист сдает талон инспектору (по правилам, он должен получить взамен копию протокола об изъятии) и подписывает бумагу, в которой обязуется прийти по первому вызову в прокуратуру Фрунзенского района. Впрочем, к следователю так, кажется, никого и не вызвали. И вряд ли вызовут: дело уже передано в суд.

Купить бы рад, прислуживаться тошно

Впрочем, вся эта история заинтересовала нас в первую очередь потому, что подтверждает неофициальную истину -- подавляющее большинство автовладельцев в Петербурге не проходит техосмотр, а просто покупает его.

Впрочем, в 4-м отделе ГИБДД (он, как мы уже упоминали, курирует районные МРЭО и станции технадзора) на вопрос, какой процент автомобилистов, по их мнению, техосмотр покупает, а не проходит, мне сказали.

-- Все проходят честно.

-- Почему вы в этом уверены?

-- Пока не будет заведено хотя бы одно уголовное дело о покупке техосмотра, мы будем считать, что все его проходят официальным путем.

У меня такой уверенности в честности водителей и сотрудников ГАИ не было. Оставалось подкрепить гипотезу фактами. Стала искать способы покупки "левого" техосмотра.

Начала, как всегда, с интернета -- в сети оказалось очень много объявлений "куплю техосмотр" и очень мало тех, кто такие услуги предлагает. Тем не менее они все же есть. Например, обнаружила предложение сделать "заочный техосмотр" за 3000 рублей. Знающие люди, правда, тут же сказали, что эта сумма нагло завышена как минимум вдвое. И предложили без хитростей обратиться к сотрудникам ГАИ, работающим с автосалонами, -- сказали, они обязательно помогут. Хотя и не бескорыстно.

Подъезжаю к представителям гаишного МРЭО, квартирующим в здании автосалона. Сбивчиво объясняю инспектору про то, как не могу доехать до пункта ГТО.

-- Короче, заочно можно его пройти? -- в конце концов, говорю я. -- А то у меня с уровнем СО, знаете, небольшие проблемы...

-- Дверь закройте, пожалуйста.

Закрываю. Остаемся с инспектором наедине.

-- Приходите после праздников и принесите 1800 рублей, копию техпаспорта и страховки.

Ухожу обдумывать предложение. Интересно, но все равно дорого. Кроме того, немного смущает, что, купив техосмотр, я дам взятку должностному лицу (статья 291 УК РФ). Правда, примечание к этой статье позволяет избежать тюрьмы, если я докажу, что имело место вымогательство этой взятки. Но вымогательства вроде бы не было...

Справка больше, чем жизнь

Для очистки совести решила посмотреть, как обстоит нынче дело с официальным прохождением техосмотра. Для этого есть две возможности -- коммерческие станции, где подороже, и государственные, где подешевле. При осмотре на коммерческой станции автовладелец оплачивает в Сбербанке две квитанции: 30-рублевую пошлину за талон и 191 рубль за собственно осмотр. Плюс 500 рублей -- в кассу самой станции. Итого 721 рубль.

Если водитель хочет сэкономить, он отправляется на гос. станции (их в городе две: на Салова и Маршала Блюхера), ему это обойдется в 420 рублей плюс 30 за талон. Итого 450 р.

Никаких очередей нигде я не обнаружила. Почему же водители сюда не едут?

Читаю список всего, что нужно предъявить. Хорошо, что я не юридическое лицо: с него требуют 18 документов, с меня только 10. Водительское удостоверение... Аптечка-огнетушитель... Пункт шестой: медицинская справка... На этом пункте спотыкаются многие водители. Справка действует три года. Прохождение медкомиссии будет стоить половину купленного "заочного" техосмотра -- 600 рублей.

Расспросила редких клиентов ГТО, как они разобрались с медкомиссией. Один оказался инструктором автошколы: сказал, что у них с медосмотром просто -- проходят все и каждый год. Другой -- совсем юный выпускник автошколы с такой же юной медсправкой. Третий и вовсе оказался врачом и со справкой не мучился. Зато его машина осмотр не прошла.

Итак, первая проблема, останавливающая водителей на пути к нормальному ГТО, -- справка. Вторая -- опасение придирок сотрудников ГАИ. Большинство опрошенных нами водителей уверено, что гаишники обязательно будут придираться к мелочам: к царапинам, тонировке стекол и т. д.

-- Мой знакомый инспектор службы ГТО говорит, что у нас придираются в первую очередь к лакокрасочному покрытию. Машине с царапиной лучше и не соваться: сразу потребуют пойти и покрасить. И что начальство смотрит на этот маленький бизнес сквозь пальцы, потому что это лучше, чем брать настоящие взятки: например, покрывать угонщиков. Пусть помогают людям, лишь бы не зарывались, -- говорит директор Школы экстремального вождения Владимир Моисеев. -- Уровень угарного газа, который у нас замеряют непонятно каким приборами, -- дело десятое, хотя в Европе такое требование, конечно, соблюдается неукоснительно. Хорошо, что в нормальных центрах техосмотра это понимают. Но понимать мало, надо еще и семью кормить.

Опять обращаюсь в 4-й отдел ГИБДД. Спрашиваю: правда, что техосмотр можно не пройти из-за царапины на дверце?

-- Смотря что за царапина, -- говорит начальник отделения технического надзора. -- Если она может сказаться на безопасности -- придется ликвидировать. Не говоря уж о том, что на осмотре необходимо предоставить справку: как была получена эта царапина, что в ДТП не было пострадавших, а если были -- то они остались не в претензиях...

-- А если ДТП из серии немного "врезался в столб" без чужой помощи?

-- Все равно надо было вызывать инспекторов, чтоб они выписали справку: авария, мол, в связи с наездом на препятствие. Или поручить это занятие страховой компании.

-- А что делать человеку, чья совсем нестарая машина не проходит по уровню СО? Двигатель менять?

-- Да, это проблема, но не наша. Мы руководствуемся ГОСТом, который нам спустили сверху. Он разработан для всех машин сразу, а надо для каждой индивидуально.

-- А чем вам мешает тонировка?

-- Что касается тонировки -- то, прежде чем ехать в сервис ее клеить, неплохо почитать правила, где какая прозрачность допускается. Понимаете, продавцы, как и сотрудники инспекции, могут использовать прибор "Блик", но у нас приборы проходят ежегодную поверку, а у них нет. И под видом пленки с 80-процентной прозрачностью вам могут продать что угодно.

Бесталонность

Значительная часть опрошенных водителей считает, что техосмотр и проходить не стоит, и покупать техталон не хотят. Самое выгодное, говорят они, -- ездить вовсе без техосмотра.

Предположим, говорят они, катаетесь вы по городу без техосмотра и вас останавливает инспектор ГАИ. Что делать?

Вариант первый. Вы честно признаетесь инспектору в том, что у вас нет техосмотра, и платите 50 рублей штрафа (через сберкассу или, что чаще, неофициально на месте). Но можно отделаться и просто предупреждением. Таким образом, чтобы дойти до суммы 1500 рублей, которые стоит покупка талона ГТО, вас должны остановить 30 раз за год, то есть по 3 раза в месяц -- вероятность чего очень невелика.

Вариант второй. Вы не хотите платить даже 50 рублей штрафа и врете инспектору, что забыли талон дома (тем более что пункт 2.1.1 ПДД не требует возить с собой талон техосмотра). В этом случае сотрудник ГАИ должен связаться с информационным центром ГИБДД и узнать, есть ли ваша машина в базе прошедших техосмотр. Однако дозвониться до центра сложно, много времени на вас тратить гаишник не будет -- запросто потеряет терпение, а значит, может отпустить и так.

Но если дозвонится и выяснит, что техосмотра нет, тогда получится, что вы, не желая платить чепуховый штраф, еще и пытались обмануть инспектора. Вряд ли он сохранит доброе расположение духа. А значит, наверняка вспомнит постановление No 759 от 18 декабря позапрошлого года, позволяющее снимать номера у автомобилей, не прошедших техосмотр. Хоть и считается, что КоАП с поправками для всех един, петербуржцам в этой истории пока везет больше, чем москвичам или, скажем, самарцам. У нас пока не снимают номера и ограничиваются штрафом. Но все когда-нибудь бывает в первый раз. Кстати, врать инспектору на стационарном посту ГАИ -- глупо, там есть компьютер со всеми базами.

Вариант третий. Вы зачем-то едете в Москву и там попадаете в лапы московского инспектора ГАИ, который по дурной столичной привычке забирает на память ваши номерные знаки. Потом он перешлет их специальной бандеролью в вашу районную ГИБДД, а вам придется возвращаться в Петербург без номеров. Если повезет, и номера доедут до Питера без приключений, вам их выдадут после того, как вы пройдете осмотр. На пункте ГТО инспектор выдает диагностическую карту. С этой картой водителю надлежит явиться в районную инспекцию, получить номера, с ними вернуться на пункт ГТО и поменять диагностическую карту на техталон. То есть никакой "заочной сдачи" этот вариант не предусматривает (теоретически).

Вариант четвертый. На машине, не имеющей техосмотра, вы попадаете в ДТП. И страховая компания на одном этом основании отказывает вам в выплате.

Знак ГТО на стекле у него

Нужен ли техосмотр вообще, если мало кто проходит его реально?

-- Я считаю, что водитель должен раз в год подтверждать хорошее состояние автомобиля, свое физическое и обязательно -- психическое здоровье, -- говорит директор Школы экстремального вождения Владимир Моисеев. -- Или, например, в случае ДТП машину обязательно надо отправлять на техническую экспертизу. Если она не будет соответствовать стандартам -- назначать серьезный штраф, если авария с пострадавшими -- уголовную ответственность. Но проверять надо те системы, которые реально обеспечивают безопасность. То есть рабочую тормозную систему, рулевое управление, высоту протектора. По-моему, поменять резину -- не такое уж дорогое удовольствие: ненамного больше, чем покупка техосмотра.

-- Конечно, нужно, закон ужесточать, -- говорят сотрудники 4-го отдела ГИБДД. -- Вот был бы штраф за отсутствие техосмотра не 50 рублей, а хотя бы 500, может, и смертность на дороге уменьшилась бы.

-- Разве самим сотрудникам ГИБДД выгодно, чтобы осмотр проходили по правилам? Недаром в Москве это почетное право забрали у гаишников и передали специальному ГУПу.

-- Это в Москве невыгодно, а у нас очень даже. Например, наша станция на углу Энергетиков и Блюхера окупилась за пять месяцев. Мы думаем, что в Москве эксперимент провалится: ведь коммерсанты и сотрудники унитарных предприятий погоны не носят, значит, за взяточничество их не привлечь. С другой стороны, в Москве очень мало станций, всего 30! У нас совсем другое дело...

Справка

Пункт 2.1.1 Правил дорожного движения прописывает, какие документы автовладелец обязан возить с собой: это права, свидетельство о регистрации транспортного средства, страховой полис, если нужно -- доверенность. Таким образом, ПДД не требуют наличия в автомашине талона ГТО. Правда, есть еще такой документ, как "Основные положения по эксплуатации ТС": там есть запись о талоне, который необходимо крепить в правом нижнем углу лобового стекла. Но "Основные положения" -- не закон и даже не подзаконный акт, им подчиняться и вовсе не обязательно.

Кстати, интересная ситуация складывается с календариками, изображающими техталон, которые некоторые водители крепят на ветровое стекло, надеясь ввести в заблуждение инспектора ГАИ. Если у водителя при этом в бумажнике лежит подлинный талон ГТО, инспектор отпустит его с миром. Если нет -- может выписать сразу два штрафа: за отсутствие талона и за "размещение на стекле посторонних предметов, ухудшающих видимость". А талон ГТО -- он не помеха для зрения, наоборот, святая обязанность.

Нина Астафьева

Олег Коломийченко Мы еще не сказали своего последнего слова... Как взять чиновников в антимонопольные клещи, если руки коротковаты?  »
Юридические статьи »
Читайте также