Миф о петербургском Эльдорадо Говорят, что штрафные стоянки - не метод борьбы с автомобилистами.

С корреспондентом "НВ" встретился директор городского центра "Спецавтотехника" Джонни Генрихович Суханов.

- В соответствии с распоряжением губернатора организацией работы специализированных стоянок в городе занимаются несколько уполномоченных организаций, которые располагают эвакуационной техникой и объединены в Ассоциацию специализированных стоянок (АСП). Крупнейшая среди них, обслуживающая 10 стоянок, - городской центр "Спецавтотехника".

На базе АСП создана Единая информационно-диспетчерская служба, с которой можно связаться по известному в городе телефону 001. В открытом доступе работает и интернет-сайт (www.asp.su), где в режиме реального времени появляется максимально полная информация о перемещенных на специализированные стоянки автомашинах. Она включает марку машины, ее модель и государственный номер, дату и место задержания, наименование задержавшего машину органа и номер протокола, дату и время помещения на стоянку, а также адрес и телефон стоянки. Работает система поиска, которая позволяет легко найти в базе данных сведения о машине по ее номеру.

Особо хочу подчеркнуть, что единственным основанием для транспортировки машины на стоянку является протокол о задержании транспортного средства. Причины задержания могут быть различными, они определены ст. 27.13 Кодекса РФ об административных нарушениях (например, состояние опьянения у водителя или нарушение правил парковки), я хочу лишь подчеркнуть, что мы не принимаем решения о задержании автомашины и помещении ее на спецстоянку, а лишь исполняем его. Поэтому любые апелляции к водителю эвакуатора (а случаются и мольбы, и угрозы) обращены не по адресу.

"Людоедская" служба

В массовом сознании сильно преувеличена степень самостоятельности эвакуационной службы. В чем только нас не обвиняют. Получается образ едва ли не людоеда, который рыщет по городу, хватает без разбора первые попавшиеся машины и тащит их на стоянку, чтобы ободрать несчастного владельца как липку. Причем один и тот же водитель радуется, когда мы увозим мешающую движению неправильно припаркованную машину, и возмущается, когда сам попадается на нарушении.

Особенно этим отличаются сотрудники разнообразных "органов", почему-то зачастую уверенные, что какие угодно правила писаны для кого угодно, но только не для них. Нередко бывают и трагикомические ситуации, когда работники автосервиса, подвыпив, едут "за добавкой" на ремонтируемой шикарной машине клиента, попадаются - и машина оказывается на спецстоянке. А потом приезжают, умоляют, мол, отдайте машину, не дай бог, клиент узнает... Но мы же не вправе кому угодно раздавать чужую собственность! Тем более что несем за нее полную ответственность.

В действительности мы работаем под постоянным контролем как комитета по транспорту администрации Петербурга, так и ГИБДД и по тарифам, утвержденным распоряжением губернатора города. Владельцу легковой машины 1 час услуг спецстоянки обойдется в 12 рублей, грузовой - 18,7, а мотоцикла - в 8 рублей. Надо сказать, что это не дороже расценок некоторых городских охраняемых автостоянок. Но значительную долю стоимости нашей работы составляет процедура доставки и помещения задержанного автомобиля (2927 рублей). На первый взгляд это много.

Трудовые будни

Но дело в том, что доставка автомашины отнюдь не ограничивается простым действием типа "взял - отвез". Она включает несколько операций, требует неоднократных сеансов связи диспетчерской службы с водителями эвакуаторов и стоянками, оформления большого числа юридически значимых бумаг, расходов на самокопирующиеся бланки, на ведение базы данных... Много бывает и "холостых" выездов, которые никто не оплачивает (например, пока эвакуатор, не имеющий маячков и прочих спецсигналов, пробирается по пробкам, водителю успеют привезти забытые документы и тогда машина не подлежит задержанию). Если не считать рейды по выявлению нарушений правил парковки, то в среднем за 10-часовую смену эвакуатор делает 3-5 выездов, из которых результативными оказываются лишь около половины.

Труднее всего работать в центре города - там и пробок больше, и места для спецстоянок нет, поэтому приходится вывозить задержанный транспорт в другие районы. Площадки у нас небольшие, места на них с трудом хватает, потому и не всегда получается отвезти задержанную машину, как обычно делается, именно на ближайшую стоянку.

Казалось бы, надо расширяться, просить новые участки земли. Однако и новые площадки неизбежно будут забиты так называемыми "проблемными" машинами. В первую очередь это задержанный, но не востребованный владельцами транспорт, а также машины, поступившие к нам после дорожно-транспортных происшествий (мы вынуждены помогать милиции и предоставлять для них места). И, оказывая такую помощь, мы сами оказываемся заложниками ситуации, так как, пока ведется уголовное дело (а длиться оно может очень долго), мы не можем вернуть машину владельцу без разрешения следствия.

Когда же такое разрешение дают, часто оказывается, что за хранение машины надо платить изрядную сумму, которую владелец вносить отказывается - ведь машина находилась на стоянке не по его вине! Кончается это тем, что следователь оформляет изъятие вещественного доказательства... и тут же передает машину ее хозяину. Вот и выходит, что в течение продолжительного времени мы за собственный счет занимаем место на площадке, охраняем машину, да еще и несем ответственность за ее сохранность как частной собственности и вещественного доказательства по делу...

Очень сложно работать и с машинами, попавшими в ДТП. Они попадают на спецстоянку вообще без какого-либо законного обоснования - только потому, что иначе ГУВД не может обеспечить их сохранность. Например, водитель в больницу попал... Статус таких машин и порядок работы с ними необходимо как можно скорее нормативно определить. Вероятно, этим должны заняться ГУВД и администрация города, видимо, в лице комитета по законности и правопорядку.

Куда девать хлам?

Отдельная проблема - утилизация невостребованных машин, которые зачастую представляют собой кучу металлолома и непригодны для восстановления. Здесь проблема начинается с того, что в принципе не существует определения, какой транспорт считать невостребованным. Тот, который стоит у нас неделями? Месяцами? Годами? Ведь ограничения срока хранения не существует.

Практика показывает, что машины, помещенные на спецстоянку из-за нарушения правил парковки, владельцы обычно забирают или в тот же день, или на следующий. По причине нетрезвости водителя - в течение нескольких дней. А вот при отсутствии документов - обычно или в течение дня, или никогда...

Прокуратура посоветовала нам обращаться в суд. Однако и этот путь тоже не выход, поскольку вызывает множество проблем - как экономических, так и юридических. Например, при обращении в суд нам придется платить пошлину в зависимости от суммы иска, которая с учетом большого срока хранения невостребованного транспорта получится изрядной. Если же ее умножить на большое число таких "проблемных" машин, то сумма затрат получится и вовсе фантастическая. Кроме того, для ведения большого числа судебных дел придется содержать еще и целый штат адвокатов... Проблемой является и сама формулировка сути претензии из-за отсутствия предельного срока хранения. Ведь формально ситуация выглядит совершенно нормально - машина стоит на стоянке, плата начисляется... Какие претензии?

Пока суд да дело...

Ну и отдельный вопрос - что даже в случае судебного решения в нашу пользу мы получим право либо реализовать автомашину в погашение долгов, либо (если она серьезно пострадала) отправлять ее на утилизацию. Но от таких решений будет немного пользы, если за оцениваемыми в 200-400-500 долларов "Жигулями" числится долг на гораздо большую сумму. Да и бесплатно утилизировать не подлежащий восстановлению металлолом никто не будет. Вот и получается, что мы потратим серьезные средства только на то, чтобы добиться решения суда, которое разрешило бы еще раз потратить наши деньги, теперь уже заплатив за утилизацию чужой собственности только для того, чтобы освободить, наконец, место на площадке... Возможен, правда, вариант ареста имущества владельца такой машины, но я его рассматриваю как чисто теоретический.

Вокруг спецстоянок существует много мифов, в том числе и искусственно созданных. Я хотел бы развеять хоть некоторые из них, донести до жителей нашего города правду. А правда заключается в том, что работа специализированных стоянок - это не средство борьбы с автомобилистами, не насос для выкачивания из них денег и не "золотое дно", а достаточно трудная и ответственная работа. Работа, которая так же необходима цивилизованному Петербургу, как и многие другие.

Записал Михаил Журавлев

Плата за перевес  »
Юридические статьи »
Читайте также