Аудиторам и так хорошо Они не видят смысла в реформе рынка

Как уже писала наша газета, 9 марта правительство внесло в Госдуму поправки к Закону «Об аудиторской деятельности», которые радикально меняют систему регулирования аудиторского бизнеса в России. Главное новшество: основные полномочия по надзору за профессиональным сообществом предложено передать от Министерства финансов РФ к так называемым саморегулируемым организациям (СРО)

Также предлагается отменить государственное лицензирование аудиторов, заменив его обязательным членством в СРО. При этом последние должны быть наделены такими полномочиями, как разработка профессиональных стандартов, контроль за качеством оказываемых услуг, аттестация, ведение единого реестра аудиторов и аудиторских организаций. Ранее все эти функции исполняли чиновники Минфина.

Еще одно серьезное изменение: предусмотрено снятие ограничений на деятельность иностранных аудиторских компаний в России. Кроме того, законопроект предполагает обязательную переаттестацию всех аудиторов по новым стандартам. Последствия принятия поправок сами аудиторы расценивают по-разному. Но абсолютное большинство - критично.

Наиболее резкие суждения высказывают представители небольших компаний, которые уверены, что поправки к закону выражают интересы лидеров рынка, которые получат возможность практически бесконтрольно влиять на отрасль через СРО.

Грядет «зачистка»

Впрочем, и крупные фирмы тоже не в восторге от государственных инициатив. Так, участники «круглого стола» на тему «Аудиторский рынок в условиях меняющегося законодательства», который прошел в пресс-центре Агентства Бизнес Новостей, высказали мнение, что в существенном сокращении российских аудиторских и консалтинговых компаний могут быть заинтересованы западные игроки, работающие в России.

Естественно, аудиторы подвергли критике проект закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» в той редакции, которую сегодня предлагает Министерство финансов. По словам генерального директора компании «Петро-Балт-Аудит» Вячеслава Скобары, из примерно 6 тысяч работающих в России аудиторских компаний требование о годовом обороте свыше 10 млн руб. смогут выполнить только 127 фирм.

Кроме того, выполнение профессиональными объединениями аудиторов возлагаемых на них законом функций (а это, в числе прочих, и разработка тематических материалов, и ведение реестра участников рынка, и контроль за выполнением ими определенных требований), по оценкам В. Скобары, обойдется им в 120 млн руб. в год. Таких денег у профессиональных объединений сейчас просто нет.

- Значит, их придется брать у тех же аудиторских компаний в виде повышенных членских взносов, - считает Вячеслав Скобара. - Закон также предусматривает необходимость прохождения компаниями профессиональной переаттестации, а это тоже денег стоит. Есть и другие затраты, предусматриваемые законом. По нашим оценкам, в целом за первые два года одна компания должна будет потратить на выполнение требований закона 700-800 тыс. руб., что просто-напросто не по карману большинству аудиторов.

Минфин оторвался

от реальности?

В свою очередь, по мнению генерального директора компании «Балт-Аудит-Эксперт» Юрия Лаптева, Минфин своими действиями пытается искусственно поднять уровень российского аудиторского рынка до западных стандартов, не желая принимать во внимание реалии этого рынка.

Как пояснили участники «круглого стола», данные реалии, в частности, заключаются в том, что многие традиционные для мирового рынка аудиторские услуги у нас пока остаются невостребованными, кроме того, зачастую отечественным аудиторам приходится идти на поводу у предприятий-заказчиков.

По мнению вице-президента Аудиторской палаты Санкт-Петербурга Дмитрия Желтякова, проблема предлагаемой Минфином редакции закона еще и в том, что вместо обещанного изначально сокращения избыточных функций Минфина их число, наоборот, увеличилось.

- Профессиональные объединения аудиторов, в том числе и Аудиторская палата России, не раз обсуждали этот закон, мы, в свою очередь, направляли свои предложения в Законодательное собрание Санкт-Петербурга, в Госдуму, но на сегодня ни одно из этих предложений не нашло отражения в предложенной правительством редакции закона, - заявил Дмитрий Желтяков.

При этом, как особо подчеркивают аудиторы, государство еще ничего не сделало для того, чтобы подготовить российский рынок к предстоящему в 2009 году переходу на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО). До сих пор не утверждены форма и содержание нового единого аттестата, не определены учебные центры по переподготовке персонала, нет критериев, по которым будут определять профпригодность аудиторов.

Тем не менее участники «круглого стола» в АБН выразили надежду на то, что мнения представителей профессионального сообщества будут учтены разработчиками законодательства.

- По нашей информации, первое чтение законопроекта «О внесении изменений в Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» будет перенесено на осень именно в силу того, что он нуждается в серьезной доработке. По крайней мере, в комитете Государственной Думы по собственности, где сейчас на рассмотрении находится этот документ, однозначно говорят о том, что в таком виде закон принят быть не может, поскольку он далек от уже принятой в первом чтении концепции саморегулируемых организаций, - сообщил Дмитрий Желтяков.

Кривая роста:

одна на всех

Комментируя текущую ситуацию, участники «круглого стола» отмечали, что российский рынок аудиторских и консалтинговых услуг становится более зрелым и профессиональным.

Как подчеркнул Юрий Лаптев, аудиторы напрямую зависят от состояния российской экономики. А поскольку в последнее время экономика в стране непрерывно развивается, развивается и рынок аудиторско-консалтинговых услуг.

- Мы это видим уже по тому, насколько более комплексными становятся заказы. Если, например, раньше главное было - сделать заключение о том, как снизить затраты, причем любыми методами, то теперь все чаще нас просят увязать систему управления затратами с мотивацией персонала и так далее. Руководители предприятий теперь предпочитают больше смотреть на перспективу, поэтому заказывают не просто маркетинговое исследование под локальные задачи, а стратегические материалы с расчетом на перспективу от трех до пяти лет. При этом резко увеличился спрос на услуги по среднесрочному планированию, по нормированию затрат со стороны органов государственной власти, - так оценил ситуацию Юрий Лаптев.

В свою очередь растет спрос и на услуги по кадровому консалтингу, по реструктуризации бизнеса, инвентаризации инвестиций. Одновременно аудиторы отмечают тот факт, что в общем объеме выполняемых ими работ за последнее время значительно сокращается доля собственно аудиторских услуг.

- В прошлом году объем реализации в нашей компании превысил два миллиона долларов, при этом удельный вес аудита и сопряженных с ним работ падает, - отметил Юрий Лаптев.

- Оборот группы компаний, в которую входит «Петро-Балт-Аудит», в 2004 году составил 60 млн руб., при этом на аудиторские услуги пришлось 18 млн руб., - дополнил Вячеслав Скобара.

Еще одна заметная тенденция развития аудиторского рынка - усиливающееся взаимопроникновение российских и иностранных компаний.

- По мере увеличения интереса западных компаний к инвестированию в российскую экономику растет и активность западных аудиторских компаний на нашем рынке, в свою очередь наши аудиторы также все чаще работают с западными предприятиями, - заявил Юрий Лаптев.

Правда, это явление характерно исключительно для внутреннего рынка. Как считают аудиторы, даже в том случае, если отечественная бизнес-среда будет отвечать всем требованиям международных стандартов, вероятность того, что отечественных аудиторов допустят на западные рынки, очень невелика. Потому они не видят реальных оснований делать какие-либо «подарки» вроде предложенных Минфином РФ поправок к закону иностранным конкурентам.

Владимир Хозиков

Виртуальные перевозки Начинается реформа общественного транспорта  »
Юридические статьи »
Читайте также