Все равно тебе возить Почему не всем нравится автобусная реформа Смольного?

В Петербурге наконец стартовала транспортная реформа наземных пассажирских перевозок, о которой мы рассказывали еще летом 2004 года. Ее несколько раз откладывали, но условия конкурса на городские перевозки остались практически прежними. Однако эта задержка дала особый эффект -- поскольку начало автобусной реформы совпало с началом монетизации. Получился гремучий коктейль. Возможно, он станет причиной новых акций протеста -- но уже не тех, кто ездит, а тех, кто возит. Владельцы небольших автопарков готовят документы, чтобы подать на Смольный в суд.

Без права на выбор

21 января состоялся первый этап конкурса, который должен был пройти еще в октябре 2005-го. Тогда его отменили. Официальное объяснение было такое -- ни один из претендентов не соответствует конкурсным условиям. Условия, конечно, были жесткие, и заведомо рассчитанные на вымывание с рынка мелких и средних перевозчиков -- требовалось обязательное наличие в парке крупных автобусов, собственной автобазы, большого парка в целом и т. п., так что, по одним прогнозам, первый этап должны были пройти 43 перевозчика из 52 работающих в городе на тот момент, по другим -- только 5 -- 7 крупнейших. Но так, чтобы ни один не соответствовал -- этого никто не ожидал. Даже к "Пассажиравтотрансу", которому предсказывали абсолютную победу, обнаружились претензии -- большие долги перед бюджетом. В ноябре условия конкурса переиграли: как раз это условие -- отсутствие долгов, исчезло. В остальном формальные условия изменились мало, но реальные -- сильно, из-за частичной отмены монетизации льгот.

Теперь конкурс все-таки состоялся. Город был разбит на 62 лота -- участка, по каждому из которых проложена сеть социальных и коммерческих маршрутов. На социальных маршрутах тарифы устанавливаются городом (сейчас -- 10 рублей), на остальных цены рыночные и свободные. Лоты можно брать только целиком и только на конкурсной основе. Получаешь право на обслуживание коммерческих маршрутов, получи в нагрузку несколько социальных.

Конечно, и раньше были предприятия, которые интересовало и то, и другое. Поучаствовав в конкурсе на городской заказ, они брали на себя обязательство обслуживать несколько маршрутов по фиксированному тарифу и получали за это компенсацию из бюджета (и постоянно доказывали, что компенсация эта никоим образом не покрывает их расходов). Далее -- старались минимизировать количество автобусов на социальных маршрутах и увеличить -- на коммерческих. Город с этим боролся, требовал выполнения оговоренного в договоре минимального объема перевозок, но, судя по результату, достиг немногого -- социальные автобусы ходят на порядок реже, чем коммерческие.

Зачем перевозчики участвовали в конкурсах на городской заказ, если социальные маршруты настолько убыточны? В социальной работе есть как минимум одно преимущество -- надежность: сядет тебе кто в автобус или не сядет, все равно получаешь от города компенсацию.

Одно время даже владельцев маршрутных такси Смольный пытался заставить возить льготников, не получая за это никакой компенсации из бюджета, но, поскольку никаких законных оснований для этого нет, заставить не получилось. Очень ограниченный контингент пассажиров на добровольной основе и за бесплатно возят лишь некоторые предприятия, в определенные часы (например с 12 до 15) и даже в определенные дни недели.

Были и другие перевозчики, которые не имели возможности или принципиально не хотели возить льготников. Они не рассчитывали на помощь города, а в обмен просили не совать нос в их дела. С 1 апреля город лишит такие предприятия права на существование, выставив заведомо невыполнимые условия -- даже для обслуживания самого маленького лота необходимо иметь 1 большой автобус и около 40 маленьких ("Газелей" и т. п.). Кроме того, прописано, сколько и какого размера автобусов на данном маршруте должно работать в "социальном режиме" и в коммерческом. Не прописано только, сколько именно пенсионеров им подлежит перевезти.

В связи с началом монетизационной реформы многие думали, что деление на социальные и коммерческие автобусы исчезнет. Но теперь стало понятно, что все сохранится.

Социальные автобусы будут работать по установленному гостарифу (сейчас -- 10 рублей), и только на них будут действовать льготные карточки за 230 рублей. На коммерческих цена будет любая и никаких льготников, если только владелец автопредприятия не захочет заняться благотворительностью.

Превентивные последствия

Хотя конкурс на маршруты еще не завершился (итоги объявят в конце этой -- начале следующей недели), он уже возымел последствия. Первым делом возмутились владельцы небольших автопредприятий. Так просто, с бухты-барахты купить хотя бы по одному большому автобусу они не только не хотят, но и не могут. Один автобус Skania стоит порядка $140 тысяч. У небольших предприятий таких денег нет. Под такие автобусы нужны большие ремонтные боксы, которых тоже нет. Единственное, что остается таким перевозчикам, -- пойти в батраки к крупному предприятию, победившему в конкурсе, т. е. работать на субподряде.

-- По российским законам, для того, чтобы заниматься перевозками пассажиров, достаточно иметь федеральную лицензию. Никаких специальных разрешений региональных властей не требуется, и уж тем более никто не может диктовать частному предприятию, какие автобусы он должен иметь, это совершенно незаконно, -- говорит Игорь Калугин, председатель Ассоциации независимых перевозчиков, объединившей около 15 мелких и средних предприятий для защиты своих прав. -- Мы готовим судебные иски от предприятий, будет еще коллективный иск от ассоциации. Посланы письма протеста в Минтранс, Федеральное агентство по антимонопольной политике, в Совет Федерации Сергею Миронову и президенту (единственный, кто ответил, -- президент. Он переадресовал письмо для рассмотрения вопроса в администрацию Петербурга).

Самое забавное, что многие перевозчики, не имеющие ни больших автобусов, ни проплаченных договоров на их поставку, ни даже необходимого минимального числа просто автобусов в наличии (по условиям конкурса -- не менее 69 штук), все равно подали заявки на конкурс. Заведомо зная, что не пройдут. Зачем? Чтоб получить отказ и предъявить его как дополнительное доказательство попрания прав и свобод при разбирательстве в суде.

Бунт перевозчиков городскую администрацию не испугал. Испугало другое. Условия конкурса разрабатывались без учета "монетных бунтов" и их последствий. Ранее, по подсчетам комитета по транспорту, работа автотранспортных предприятий города, участвующих в конкурсе, должна была окупиться. Просчитали, что получится прибыль в 584 млн руб. Социальные перевозки окупались за счет коммерческих, что и было идефиксом городских властей. Второй идефикс -- покупать большие автобусы за большие деньги не из бюджета, как раньше, а за собственный счет -- власти просто заложили в условия конкурса (у кого нет или мало денег -- пусть лизингуют или переходят от перевозки зайцев к разведению кроликов).

Теперь все эти расчеты не сходятся, потому что перевозчикам придется обслуживать пассажиров по льготным карточкам. Многие фирмы это уже отпугнуло. Заявки на конкурс подало меньше половины автопредприятий (26 из 51). С учетом того, что энное количество заявок липовые (см. выше), и того меньше. Несколько лотов остались вообще невостребованными, и кто теперь будет обслуживать пассажиров по этим группам маршрутов -- неясно. В комитете по транспорту нам пока не смогли объяснить, как поступят -- возможно, проведут еще один конкурс.

Изначально планировалось, что по новым правилам и с новой маршрутной сетью городской транспорт начнет работать уже с 1 января 2005-го, хотя некоторые перевозчики доработают на старых маршрутах до начала марта. Теперь начало НЭПа переносится на 1 апреля.

Торг уместен

А пока город пытается разобраться, кто, кому и в каких размерах будет оплачивать неожиданно дарованное льготникам право ездить за 230 рублей. Перевозчики брать на себя эту почетную обязанность не хотят. В бюджет и в условия городского заказа заложена только частичная компенсация убытков.

Объяснить перевозчикам, почему они должны работать себе в убыток, пока не удается. Не исключено, что примерно через полторы недели, когда подведут итоги конкурса на городские перевозки, какая-то часть победителей откажется от победы. Но мне почему-то кажется, что они согласятся. И это будет означать одно -- либо заявленная себестоимость перевозок завышена, либо налоги недоплачиваются, и так будет и впредь. Либо придется сделать в автобусах ступенечки повыше и залить их льдом для подстраховки -- чтоб ни один пенсионер уж точно не залез. Эта технология отлично отработана в подземных переходах.

Алексей Орешкин

Московское такси померится силами с петербургскими частниками  »
Юридические статьи »
Читайте также