Про аккуратных девочек и неряшливых мальчиков В интернете обсудили проект новых правил приема в первые классы

Вчера лучшим петербургским выпускникам-2004 вручили школьные награды - серебряные и золотые медали. К этому дню комитет по образованию завершил Интернет-конференцию на тему, которая будоражит родителей будущих первоклассников уже несколько лет. Правила приема в первые классы школ, гимназий и лицеев Петербурга в Интернете обсуждали родители, учителя и педагогические коллективы. В конце июня правительство города рассмотрит вопрос об изменении правил приема в первые классы.

На виртуальную беседу отвели несколько дней - с 11 по 17 июня. Нельзя сказать, что чиновников завалили предложениями и комментариями. То ли большинство чадолюбивых родителей вместе со своими дошкольниками уже выехали на свежий воздух, то ли они не верят в то, что к их мнению прислушаются. То ли вообще считают, что любые правила - новые или старые - при желании нарушаются. Во всяком случае, как сказал "Известиям" петербургский педагог с большим стажем, "вокруг приема в школы происходит много нездоровых вещей".

Чего хотят чиновники

Для того чтобы разговор получился конструктивным, на сайте Смольного (www.gov.spb.ru) предварительно вывесили и проект новых правил приема в первые классы, и действующие "правила игры". Хрестоматийные десять отличий найти в них невозможно. Возраст детей (6-7 лет), сроки приема заявлений о зачислении (с 1 марта по 15 мая) оставили в покое. Не тронули и ключевую фразу: "Прием граждан в 1-е классы образовательных учреждений проводится в заявительном порядке". Потому как этот самый заявительный порядок существует в полном согласии с Конституцией и законом об образовании.

В проекте новых правил обращают на себя внимание, как минимум, два пункта. Во-первых, "прием детей на 1-ю ступень обучения (1-4) в государственные общеобразовательные учреждения гимназии и лицеи не осуществляется". Во-вторых, помимо традиционных справок и медицинских карт, теперь может потребоваться заключение о готовности ребенка к обучению по углубленным образовательным программам. В свою очередь, "углубленная школа", проанализировав предоставленные медицинские документы, заключения районных экспертов, имеет право отказать в зачислении ребенка в первый класс. Об этом приемная комиссия, с указанием причины, письменно сообщит родителями до 1 июня.

Чего хотят гимназии

Как и следовало ожидать, гимназии и лицеи возмутились по поводу лишения их права на первую ступень обучения. Педагоги гимназии N148 имени Сервантеса, например, высказали на сайте коллективное мнение. Они считают, что это может привести к "разрушению петербургского гимназического и лицейского образования, которым на сегодняшний день город может гордиться". И что не стоит слепо копировать западноевропейские модели, где начальная школа живет отдельно. По их мнению, новые правила предполагают, что свой выбор должны будут сделать не все абсолютно семьи, а лишь те, в которых родители захотят дать детям углубленную подготовку в гимназиях и лицеях, при этом в общеобразовательных школах первая ступень образования сохранится как часть единого целого. Получается, что умным детям придется менять коллектив после начальной школы, а "обыкновенные" станут спокойно учиться дальше в родных стенах. "Предполагаемые изменения подкладывают бомбы замедленного действия под те школы, которые переросли в гимназии из бывших школ с углу бленным изучением иностранных языков", - считают учителя. Они напоминают, что в начальных классах дети изучают в основном английский и при новых правилах могут потерять продуктивное время для изучения, например испанского или итальянского.

К слову, опыт отделения начальной школы от основной в городе существует. Интеллигентные родители очень любят начальную школу N300, а престижные гимназии очень любят ее выпускников. В "трехсотке" действительно учат с первого класса английский. Как ни странно, эти дети потом догоняют сверстников во французских или немецких специализированных школах. Хотя авторов письма понять тоже можно. Помимо всего прочего, они считают, что новшество заставит высокопрофессиональных учителей гимназий и лицеев уйти в другие сферы.

Другие участники Интернет-беседы - учителя начальных классов - пожаловались на качество подготовки дошколят в детских садах и предложили принимать детей в школу только с семи лет.

Смутил участников и предложенный пункт о "заключении районных государственных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи Санкт-Петербурга" о готовности ребенка к обучению по углубленным программам. Участникам Интернет-конференции непонятно, кто должен выдавать это заключение: сама школа, какой-нибудь спецотдел комитета по образованию или некая независимая структура. Во-вторых, каким именно детям нужны подобные заключения. В-третьих, по каким критериям будет определяться готовность к школе. Кроме того, некоторые родители считают, что требовать этот документ - все равно что проводить в скрытой форме конкурс, который строжайше запрещен законом об образовании. Кстати, когда в первые классы детей принимали по результатам собеседования, те же самые гимназии и лицеи чувствовали себя вольготно. Детей, чьи родители не воспользовались телефонным правом или не предложили серьезной спонсорской поддержки, на вступительных испытаниях порою признавали чуть ли не умственно отсталыми. Начав учиться в соседней, менее амбициозной школе, те же самые дети проявляли недюжинные способности. Не исключено, что облик тестирования примут также "педагогическое знакомство" и "психолого-педагогическое собеседование" - такие формы общения с потенциальными первоклассниками предложили педагоги других питерских гимназий.

Чего хотят родители

Из родителей наиболее емко и образно выразил всеобщие пожелания программист Александр Федотов. Ему хотелось бы, чтобы ребенок мог быть спокойно зачислен в первоклассники школы, находящейся в 10-15 минутах ходьбы от дома, при минимальном пересечении проезжих частей. А если близлежащих школ несколько, то должна быть предоставлена возможность "одним телефонным звонком" узнать номер учебного заведения, куда ребенка гарантированно примут. "Если какие-либо родители хотят мучить своих детей и возить их в престижные школы, это не должно мешать остальным. То есть я считаю, что советская система распределения по микрорайону была неплоха, - рассуждает родитель. - И еще, углубленное и дополнительное обучение лучше всего вводить с 5-го класса и позже. Практика показывает, что в начальной школе даже по математике лучшие оценки у аккуратных девочек с хорошим почерком. А вот до вузов, где нужна математика, доходят в основном неряшливые мальчики".

В принципе, пожелания родителей понятны. Им не хочется: возить ребенка за тридевять земель в престижную школу; жечь костры и стоять в обезумевшей очереди накануне первого марта. Но и получать заключение о том, что любимый ребенок не осилит "углубленный" английский - тоже не хочется. Если при новых правилах игры удастся избежать накала страстей и скандалов со стороны родителей, обид со стороны гимназий и лицеев, то прием в первые классы в Петербурге наконец превратится в спокойный, цивилизованный процесс.

Ирина Начарова

Среда обитания  »
Юридические статьи »
Читайте также