Нам нужно научиться управлять

Выселение злостных неплательщиков и создание товариществ собственников жилья, Морской фасад Васильевского острова, развитие инфраструктуры петербургского метрополитена - три главные темы последнего "Диалога" губернатора с городом.

Блок "по жилью" по традиции занял основную часть программы в эфире "Пятого" - понятно, что горожан прежде всего волнуют собственные, близкие проблемы. Матвиенко рассказала о многолетней эпопее с переводом общежитий в жилой фонд. К сожалению, ее завершение еще более отдалилось со вступлением в законную силу нового Жилищного кодекса, который, по словам Валентины Ивановны, "буквально перекрыл кислород" - воздвиг очередной правовой барьер на пути приватизации площадей в общагах, и преодолеть его можно только путем применения аналогичного "оружия". То есть встречной законодательной инициативой по отмене печально известной 12-й статьи кодекса, с которой Смольный, как сообщила Матвиенко, уже выступил.

А вот неприятный сюрприз для хронических должников по квартплате: губернатор заявила, что "валандаться" с ними более никто не собирается. "Закон (опять же федеральный. - А. М.) в Петербурге будет выполняться неукоснительно... Нами уже подготовлены два общежития, куда - с соблюдением всех положенных норм - и будут выселяться злостные неплательщики". Напомним, что "положенные нормы" - это 6 кв. метров на человека. Вот такой вот, мягко говоря, невыгодный "размен"...

Логика у властей железная, безусловно: за все в этой жизни приходится платить, и ситуацию, когда из-за одних страдают другие, необходимо менять. С другой стороны, уж очень много у нас "злостных", и сегодня раздаются голоса, что кампания по выселению станет социальной бомбой, по своей мощности превосходящей пресловутую монетизацию. Неудивительно, если трезво взглянуть на день сегодняшний: почивший, но все еще разлагающийся социализм - и так и не проросшие на этой нечерноземной почве рыночные семена. Жилищная сфера эпохи так и не начавшихся реформ: уже ничем не подкрепленное, но все еще согревающее многих ощущение защищенности - и неотвратимо надвигающаяся, жесткая реальность рынка. Вот такая социальная и экономическая атмосфера, в которой Смольному и придется приступать к давно назревшей модернизации "системы в целом". Однако вопрос неплатежей назрел - и вскрывать этот нарыв придется.

К области социальной психологии во многом относится и другой аспект комплексного "жилищного вопроса" - создание товариществ собственников жилья. Матвиенко в очередной раз дала понять, что даже при наличии продуманной правовой базы и развитой в должной мере конкуренции на рынке жилищных услуг главным залогом успеха реформы является инициатива самих граждан. "Нам нужно научиться управлять" - ясная мысль, которую губернатор развила в конкретное поручение ведущему "Диалога": создать товарищество в своем собственном доме... Неизвестно, справится ли Александр Коренников со столь ответственной задачей за месяц, то есть до следующего эфира, но, как говорится, в каждой шутке есть доля шутки - реформа ЖКХ должна быть не столько реформой "сверху", сколько "снизу". ТСЖ должен кто-то создавать, требуется желание, а вот его как раз сегодня более всего и не хватает.

Понятно беспокойство жителей Васильевского острова, которые слышали, что "там собираются по соседству что-то строить". В ответ Матвиенко подробно расписала, как и что, попутно подняв наболевшую тему о спекуляциях. Наверное, информационные войны - это неизбежные спутницы демократии, но все-таки обидно, когда их объектом становятся безусловно благие начинания. Морской пассажирский вокзал и Западный скоростной диаметр: столь необходимые городу проекты, подкрепленные конкретными инвестиционными инициативами. Общественная критика - главный контролирующий механизм на пути их успешной реализации, но, право же, - одно дело критиковать и совсем другое - инспирировать разнообразные формы псевдогражданских истерик. Которые становятся настолько регулярными, что заставляют усомниться в их экономической (нечистоплотная конкуренция) природе. Кажется, что впору вести речь о целенаправленной политической кампании, главной задачей которой, по образной формулировке губернатора, является попытка "связатьвластям руки"...

Комплексу транспортных проблем - и главным образом вопросам совершенствования инфраструктуры питерской подземки - был посвящен заключительный блок "Диалога". Губернатор рассказала о недавно принятой программе развития метро и других видов транспорта до 2015 года. В соответствии с ней, за грядущие 10 лет в эксплуатацию должна быть введена 21 новая станция и 40 линий. В ближайшей перспективе - первый пусковой комплекс Фрунзенского радиуса, работы на котором активно ведутся в настоящее время (4 станции - "Сенная площадь-2", "Звенигородская", "Обводный канал" и "Волковская"). Планы грандиозные.

Как отмечает Матвиенко, сегодня город активно наверстывает упущенное. Отрадный симптом в этой связи - увеличение федерального финансирования метро, которого питерские власти упорно добивались в течение нескольких последних лет.

Андрей Милкин

Рискованный старт  »
Юридические статьи »
Читайте также