Михаил Амосов: «Систему менять надо»

О политической ситуации в Петербурге и проблемах городского хозяйства мы беседуем с депутатом ЗакСа Михаилом Амосовым.

Многим выгодно, чтобы парламент был слабым, а депутаты не вмешивались в дела исполнительной власти

— Михаил Иванович, во время обсуждения нового закона о выборах в городской парламент вы настаивали на увеличении количества депутатов. Говорили, что дешевле депутата налогоплательщику обходятся только тараканы, зато эффективность работы парламента при увеличении количества депутатов будет значительно выше. Похоже, к вам не прислушались:

— Да, закон, скорее всего, будет принят в редакции, предложенной спикером Вадимом Тюльпановым. Это не лучший вариант. Сегодня на одного депутата приходится 70 тысяч избирателей. Это слишком много. Депутаты оторваны от избирателя. Разумно было бы увеличить число депутатов до 100 человек, чтобы сохранить существующие одномандатные округа и ввести партийные списки, как того требует федеральное законодательство. Мы посчитали, что депутат сегодня обходится избирателю в три рубля в месяц. Три рубля или шесть, если увеличить число депутатов, — разница небольшая. Даже морскую свинку содержать дома дороже. Зато эффективность контроля за действиями чиновников повышается на порядок.

В городе существует огромный бюрократический аппарат: 7,5 тысячи городских чиновников! И, если к депутату на прием попасть можно, то к губернатору или главе администрации — нет. Иного механизма пожаловаться на эти 7,5 тысячи человек, как прийти к депутату, нет. Кроме того огромное число решений принимается на уровне районных администраций. Сегодня, плохо или хорошо, но их пытаются контролировать одномандатники, закрепленные за этой территорией. Завтра во многих районах вообще не останется закрепленных депутатов.

К сожалению, у нас возобладала точка зрения, что сегодня главное — не увеличивать число депутатов:

— Чего испугались?

— Как-то на встрече с депутатами губернатор обронила фразу, что тогда Законодательное собрание будет неуправляемо. Мне кажется, что в этой оговорке есть большой смысл. В Смольном многим хочется, чтобы собрание было более слабым, чтобы депутаты поменьше совали нос в дела исполнительной власти.

— Вы не опасаетесь, что 7-процентный барьер для партий, который устанавливает новый избирательный закон, не позволит попасть в ЗакС демократам?

— Когда говорят, что 7-процентный барьер выгоден единороссам, то это не более чем миф. Я наблюдаю за выборами, которые сейчас проходят в муниципальном округе «Академический». Там баллотируются члены «Единой России». Но ни в агитационных материалах, ни в избирательных бюллетенях они этого не указывают. Это симптом. Так что далеко не факт, что единороссы преодолеют данный барьер. Не вижу оснований быть им такими оптимистами. А демократам в Петербурге, если разумно составить единый избирательный список, вполне по силам набрать 25–30% голосов избирателей. Главное, чтобы выборы были честными.

Транспортная реформа была обречена на провал

— Что еще вас не устраивает в отношениях со Смольным?

— Необходимо, чтобы все важные городские вопросы решались через законы, то есть после серьезного обсуждения в парламенте. В Смольном же предпочитают тянуть одеяло на себя. Например, исполнительная власть отказывается обсуждать с депутатами программу приватизации городской собственности. Удалось добиться лишь незначительного компромисса. Приватизация крупных ГУПов, отвечающих, например, за тепло- или водоснабжение города, будет оформляться в виде закона. Но акционерное общество «Парк Сосновка», где пока 100% акций принадлежит городу, завтра распоряжением правительства может оказаться в руках частных владельцев. Это неправильно.

Или вот провалилась транспортная реформа. Ведь с самого начала было видно, что нарушается антимонопольное законодательство. Но где это можно было сказать в нашем городе, да еще так, чтобы это было услышано? Если бы реформа обсуждалась в парламенте, наверное, можно было бы что-то изменить. Кроме того, у меня впечатление, что у исполнительной власти и особого желания проводить реформу не было. В бюджете на 2005 год была заложена удивительная конструкция. Определились, что будет проведена монетизация льгот, приняли решение о повышении цен на проезд, и одновременно были оставлены дотации «Пассажиравтотрансу». Зачем бюджетные деньги закачивать в конкретную структуру, которая через несколько месяцев должна участвовать в конкурсе? Так не бывает! К сожалению, из ЗакСа повлиять на эту реформу очень сложно. В том числе и в силу малочисленности депутатского корпуса.

Жилищно-коммунальное хозяйство могут спасти только ТСЖ

— Реформа ЖКХ может провалиться так же, как и реформа транспорта?

— В этом вопросе мои ощущения не столь пессимистичны. В новом Жилищном кодексе, при всех его недостатках, заложены принципиальные вещи, и они помогут выбраться городу из того положения, в котором оказалась жилищная сфера. Например, вводится понятие многоквартирного жилого дома, в котором решения о его содержании принимаются собранием собственников. Уверен, что, пока мы не создадим в каждом доме свой лицевой счет, не определим принадлежащий ему земельный участок, порядка в жилищной сфере не будет. Поэтому то, что Жилищный комитет взял курс на создание товариществ собственников жилья, — очень хорошо.

— Однако горожане отнюдь не горят желанием стройными рядами идти записываться в ТСЖ:

— Мне очень часто приходится общаться с инициативными группами, которые хотят создать ТСЖ. Они говорят: «Наш дом в плачевном состоянии. Его 40 лет эксплуатировали доблестные жилищные службы и полностью все развалили. Вы призываете создавать ТСЖ и обещаете материально помогать, скажите, в чем эта помощь будет заключаться?»

Поэтому мы подходим к созданию городского закона, который бы определял, что тот недоремонт, который копился десятилетиями, будет хотя бы частично ликвидирован за счет городского бюджета. Мы должны гарантировать, что если создается ТСЖ в пятиэтажной «хрущевке», то в течение трех лет этот дом будет получать бюджетные средства на проведение определенных работ. Это серьезное по затратам предложение. Но если мы хотим, чтобы люди подключались к ТСЖ, надо дать им четкие правила игры.

— Пока нам предлагают в очередной раз повысить квартплату…

— Я и год назад выступал против повышения тарифов, предупреждал, что повышение цен произойдет, но ничего не изменится. Однако новых предложений я пока не видел, поэтому анализировать их не хотелось бы. Но я считаю, что спасти жилищную систему может только создание ТСЖ. Та система, которая существует сегодня, проест любые деньги, а трубы в подвалах по-прежнему будут течь.

Определим границы — будет порядок

— В свое время вы инициировали паспортизацию зеленых насаждений в городе. Есть результат?

— Работа практически завершена. Все материалы мы передали разработчикам Генплана и, надеюсь, наши предложения найдут в нем отражение. Это позволит нам четко определить границы садов, скверов и парков.

Вообще, тема границ весьма актуальна. Недавно губернатор приняла очень правильное решение провести межевание всех участков, где находятся школы. И ко мне уже приходят директора учебных заведений, просят помочь установить по границе забор. А дальше надо принимать закон о том, что на этой территории, например, запрещено гулять с собаками. То есть это простое решение исполнительной власти тянет за собой целый комплекс следствий. Открываются новые возможности, как нам обустроить город. Например, в Хельсинки видно, что у каждого дома есть свой участок, стоит низенький заборчик, его перешагнуть можно, но все понимают, что за эту землю отвечают жители конкретного дома. Надо научиться проводить границы и определять, кто за что отвечает. Если не появится границ, то дворы так и будут стоять разбитые.

— Вы критикуете чиновников, говорите, что их надо контролировать. Но вот городские депутаты недавно отказались монетизировать свои транспортные льготы. А между тем на содержание депутатской машины тратится 150 тысяч рублей в месяц:

— Конечно, это надо было сделать. И я один из тех 14 депутатов, кто голосовал за это. Можно монетизировать и многое другое. Например, сегодня у депутата есть возможность оборудовать, отремонтировать приемную за счет бюджета города. Но мне становится страшно, когда я вижу смету ремонта — настолько там завышены цифры. Эта система досталась нам с советских времен, и вряд ли она необходима сегодня. Но голосование показало, что нынешний состав ЗакСа отказаться от нее не в силах.

Михаил Северов

Перепланировка по букве закона  »
Юридические статьи »
Читайте также