"Белые дыры" нового кодекса

Оксана Дмитриева, член Комитета Государственной думы по бюджету и налогам: "Белые дыры" нового кодекса

- Новый Жилищный кодекс, по моему мнению, очень и очень сырой документ. В нем вопросов гораздо больше, чем ответов. "Белые" дыры, на мой взгляд, должны быть закрыты региональным законодательством.

Возьмем, например, вычисление площади жилого помещения. В кодексе написано, что площадь жилого помещения - это площадь всех жилых помещений, в том числе тех, которые используются для бытовых нужд. Исключение составляют балконы, веранды и лоджии. При продаже или обслуживании жилья площадь веранд, балконов и лоджий оценивается за половину стоимости от жилого метра. Вроде бы сделано, как лучше для жильцов... Тем не менее возникают некоторые трудности: надо менять все технические паспорта квартир, да и всю систему обслуживания. Кроме того, вряд ли кто-то станет продавать жилье за меньшую стоимость. Ведь квартира с лоджией объективно больше, чем квартира с обыкновенным балконом.

А вот еще одна "белая дыра" кодекса. У нас нет "чистых" домов социального найма и собственников жилья, за исключением старых ЖСК и новых элитных домов, где все квартиры продаются. Весь остальной жилой фонд (а это более 80%) - так называемая "смешанная" собственность, где есть приватизированные квартиры и муниципальные. Последние предоставляются на условиях социального найма. Как управлять "смешанным" домом, как должны решаться общие вопросы в новом Жилищном кодексе нет ответа.

Совершенно непонятно, как будут решаться и такие важные вопросы, как перепланировка и переустройство квартиры. Если вы не согласовали "капитальный" ремонт и самовольно "урезали" два метра от кухни во благо коридора, то это интерпретировано, как угроза жизни и здоровью ваших соседей. Вашу квартиру могут отобрать и выставить на торги. И не в одном пункте ЖК не отрегулировано, что такое переустройство, по какому поводу надо получать согласование и что является угрозой жизни и здоровью граждан.

Следующий вопрос, который коснется многих собственников жилья, - изъятие земельных участков и жилого помещения для государственных и муниципальных нужд. А чем вызвана нужда государства? Чем она определяется? Что получается: муниципалитет или город примет решение об изъятии, назначит выкупную цену и "отберет" жилье? Меняются условия социального найма. Полностью другой становится процедура постановки на учет. Учитываются такие критерии, как доход и наличие собственности. К малоимущим теперь относятся люди, у которых доход ниже определенного уровня и нет собственности. Как этот доход будет определяться и считаться, лично мне совершенно непонятно.

Очень много проблем будет у ЖСК. Их ждет перерегистрация в ТСЖ. При этом замечу, что ЖСК у нас примерно в два раза больше, чем ТСЖ. Соотношение 1700 к 870. Перерегистрация требует дополнительных расходов и более профессиональной квалификации председателей и бухгалтеров. Расходы лягут "на плечи" ЖСК, где, кстати, проживают немало людей преклонного возраста и инвалидов.

Стоит отметить, что ТСЖ и ЖСК - это разные уровни доходов. ТСЖ - это преимущественно новые дома, в которых люди покупали квартиры за немалые деньги. Жильцы ТСЖ в состоянии нести бо,льшие расходы на эксплуатацию дома, чем жильцы ЖСК. Ведь, как правило, жилищные кооперативы - это здания постройки 1960-х годов. Здания зачастую требуют капитального ремонта.

P. S. Новый Жилищный кодекс вступит в силу с 1 марта 2005 года.

Записала Вероника Рубцова

Домовладельцы не хотят жить по новому Жилищному кодексу  »
Юридические статьи »
Читайте также