100 дней реформы ЖКХ в Санкт-Петербурге

100 дней реформы ЖКХ в Санкт-Петербурге - так называлось очередное заседание "Радиоклуба на Итальянской". В гостях у ведущей клуба Наталии Савощик были Олег Вихтюк (начальник управления по работе с объединениями собственников жилья и управляющими компаниями жилищного комитета правительства СПб), Марина Акимова (председатель правления Ассоциации жилищно-строительных кооперативов, жилищных кооперативов и товариществ собственников жилья СПб) и Татьяна Протасенко (старший научный сотрудник Социологического института РАН).

Радиомост совместный проект "Радио России" и газеты "Вечерний Петербург"

Наталия САВОЩИК: - Многие считают, что реформа ЖКХ в Петербурге началась летом, когда были приняты четыре знаменитых закона - о новых социальных нормах жилья, о тарифах и т. д. Тем не менее реформа эта началась гораздо раньше, и принятые летом законы - лишь часть концепции реформирования городского хозяйства на 2004 - 2010 годы.

Олег Викторович, попрошу вас обрисовать ситуацию: на каком этапе сейчас находится реформирование жилищного хозяйства?

Олег ВИХТЮК: - Согласно концепции 2004 год - это год подготовки к последующим преобразованиям. 2005-й - год перехода к новой системе управления с более широким привлечением населения, когда изменится схема финансирования и больше средств поступит на модернизацию и реконструкцию основных фондов ЖКХ - на то, от чего зависит получение услуг в том количестве и с тем качеством, которые обусловлены стандартами и нормативами. Первое: упомянутые четыре закона создали фундамент для того, чтобы развивать конкуренцию в этой сфере и привлекать население к управлению. Второе: принятое 7 сентября текущего года постановление правительства Петербурга положило начало изменению системы управления. Наши искусственные монополисты (жилищные агентства, которые единолично управляли жилым фондом на территории района) разделяются по функциям. Уже создаются открытые акционерные общества: на данном этапе - со 100-процентным госучастием, а к 2005 году будут конкурировать государственные коммерческие структуры (100-процентные акционерные общества), частные структуры и новые организации, которые придут на этот рынок. К сожалению, до 2004 года и заказчиком, и подрядчиком, и финансистом, и контролером выступала одна и та же структура - жилищное агентство. Мы эту практику меняем, оставляя жилищному агентству функции управляющей организации, которая часть работ выполняет самостоятельно, а часть - заказывает у специализированных подрядчиков.

Н. С.: - Ведется акционирование бывших государственных предприятий, меняется форма собственности - но ведь люди там остаются те же самые, изменится ли их отношение к работе?

О.В.: - Меняется сам подход к работе этих организаций. Раньше они независимо от количества и качества предоставленных услуг получали свои деньги напрямую из бюджета. Это позволяло государству контролировать средства. Но есть минус: между тем, кто получает услугу, и тем, кто ее оказывает, были посредники. Они оттягивали часть средств на себя, порождали круговую поруку. Сейчас ситуация меняется: 7 сентября были приняты нормативы качества предоставления жилищных услуг. Это и есть основа для заключения договоров, и каждый человек сможет узнать, за какое именно количество и качество услуг он платит.

Н.С.: - Как человек это будет узнавать?

О.В.: - Нормативы качества опубликованы. Вскоре они появятся и в электронных базах данных. Кроме того, планируются широкие публикации в районных газетах, в газетах муниципальных образований. В принципе эти данные можно будет получить в любой жилищно-эксплуатационной службе - как государственной, так и частной.

Н.С.: - Отражением любой реформы является, как известно, язык цифр. Предлагаю социологу Татьяне Протасенко вступить в разговор.

Татьяна Протасенко: - Главная проблема: люди не понимают, куда идут их деньги. Надо, чтобы была ясная цепочка: "я заплатил - мне предоставляют услугу". Проводя опрос, мы интересовались у граждан, можно ли значительно улучшить обслуживание наших домов без увеличения платы за жилье? 60% считают, что можно; но 20% полагают, что это категорически невозможно. Мало того, около 40% населения готовы доплачивать 100 и больше рублей сверх того, что значится в квитанции, - но хотят знать, на что идут их деньги. Причем согласны платить только за конкретные вещи. Например, примерно 75% готовы платить только за свой дом и за благоустройство.

Часть людей платить не готова - по разным причинам. И тут вырисовывается еще одна проблема в движении реформы: смешанное население. Зачастую у соседей по лестничной площадке разный менталитет, разные ценности, разное представление о том, что им нужно. Например, в установку домофона надо вкладывать свои средства, и опросы показывают, что только треть, а то и четверть жильцов сдает на это деньги...

Тем не менее после истекших с момента повышения тарифов 100 дней больше 70% жильцов говорят, что ничего не изменилось, но 20% считают, что какие-то изменения есть. Как социолог и психолог, я знаю, что обязательно нужен посредник, толмач, который связал бы власть с населением. Такую функцию могут взять на себя муниципалы, но они сейчас этим не занимаются. Наоборот - то, что они делают, настраивает людей против: почему, например, вместо того, чтобы заасфальтировать дорогу у дома, к нему пристраивают какие-то никому не нужные павильоны и тому подобное?

Н.С.: - Олег Викторович, справедливо ли заявление, что муниципалитеты недостаточно участвуют в продвижении реформы?

О.В.: - Я бы сказал: "Не участвовали". Мы не могли начать разъяснительную работу в июле - августе по понятным причинам: многие петербуржцы уехали за город. Но в начале августа по районам были разосланы комплекты документов, инструкций - о том, как создавать ТСЖ, как регистрировать кондоминиумы, как разъяснять людям цели реформы. Сейчас практически во всех районах города активно проводятся обучающие семинары, созданы рабочие группы по продвижению реформы, в которые входят и депутаты муниципальных советов, и представители районных администраций, и представители жилищных агентств, и представители общественности.

Н.С.: - Мы заострили внимание на том, что, с одной стороны, должны быть экономические и правовые условия для реформирования ЖКХ, а с другой стороны - нужно создавать условия и для самоорганизации людей. Марина Яковлевна, вы считаете, что в нашем городе таких условий нет?

Марина Акимова: - По сути дела жилищной реформе в нашей стране уже более 10 лет. Нашей Ассоциации жилищно-строительных кооперативов исполнилось 9 лет, и она была создана именно потому, что мы поняли: если в новых условиях не объединить усилия - ничего не выйдет.

Основная масса населения Петербурга считает, что за площадь сверх социальной нормы их наказали! На самом деле им просто установили настоящую цену: именно столько стоит данная услуга. Просто на "социальную площадь" государство обещало доплатить. Так было обещано, еще когда создавались ЖСК (которые по сути - те же ТСЖ). Но! Сейчас государство не добавляет и тех денег, которые давались в виде дотации при старой цене в 51 копейку. Тогда дотация была 30 копеек - сейчас нет никакой. Наша ассоциация написала Валентине Матвиенко письмо, потом посылала телеграммы, потом бегала по депутатам - все бесполезно! Наконец, на заседании правительства я спросила у губернатора: если граждане будут создавать новые ТСЖ, будут ли они получать из бюджета новую дотацию? Губернатор ответила, что будут. Но ведь бюджет-то пополняют и те, кто жил в ЖСК. Так почему же им сейчас не доплачивают? Или, может быть, хотят убедить людей создавать товарищества - а потом так же кинуть их? Так вот в основе должны действительно лежать экономические механизмы. У ассоциации есть опыт, мы все это проходили. Давайте выясним, почему Институт экономики города, который с начала 90-х занимался организацией ТСЖ, к 2004 году создал по всей России только 4 тысячи товариществ?!

Н.С.: - Олег Викторович, насколько справедливы эти обвинения в адрес городского правительства?

О.В.: - Ситуация по сравнению с 1996 - 1997 годами в корне изменилась. Тогда более 70% собственности были государственными. Поэтому именно государство создало службу заказчика, которая от имени всех жильцов выбирала те организации, которые будут жильцов обслуживать. Сейчас более 62% - частные собственники жилья. И не считаться с их мнением, оставляя единственным заказчиком государство, невозможно. Предполагается, что люди на общем собрании собственников могут пойти по одному из трех путей: 1) создать ТСЖ и через него реализовать свои функции заказчика; 2) нанять управляющую организацию, выбрав ее на общем собрании; 3) поручить функции заказчика городу, и город будет выбирать организацию, которая станет обслуживать этот жилищный фонд (город возьмется за это в том случае, если собственники так решили на общем собрании или если собственники в течение года никакую иную форму не избрали).

Теперь по поводу субсидий. По сравнению с ситуацией, которая была до июля, все меняется кардинально и в лучшую сторону. Например, по техобслуживанию дома субсидия составляет 64 копейки (раньше - 30 копеек); субсидия на лифты превышает 700 рублей (раньше - 170 рублей). На следующий год однозначно размер субсидий в жилищном фонде - независимо от того, какая форма правления избрана, - будет одинаков.

Т.П.: - Для меня главный вопрос: что станет этими дрожжами, на которых вдруг будут расти ТСЖ? Исследования показывают: в домах - особенно в больших - процент активных людей мал. А более подробные исследования показывают, что люди опасаются: как бы в доме не возникла некая криминализированная группировка, которая захватит, например, нежилые помещения и будет ими распоряжаться.

Н.С.: - Но ведь есть собрание жильцов...

Т.П.: - Общее собрание созвать очень сложно, должны быть посредники. Многие люди, кстати, сами предлагают, чтобы реформаторы готовили менеджеров и организаторов этой реформы.

О.В.: - Действительно, самоуправление в организации, где нет подготовленных кадров, может превратиться в мелкую тиранию. В Петербурге сложилась уникальная ситуация: городу принадлежит еще достаточно большая часть собственности - и город, выступив инициатором создания ТСЖ, инициатором открытия расчетного счета на каждый отдельно взятый дом, может привлечь к этой работе наиболее активных граждан, которые есть в каждом доме.

Н.С.: - А не станет ли это "инициирование" тем же чиновничьим управлением и лишней заботой для города - от чего мы сейчас как раз пытаемся уйти?

О.В.: - Город может выступать инициатором, но не может уже диктовать условия так, как это было в 1996 - 1997 годах. Мы рекомендуем проводить общие собрания - думаю, в сентябре - октябре они уже прошли достаточно активно, создаются ТСЖ, процесс пошел. Там, где идея создания ТСЖ вызывает отторжение граждан, мы рекомендуем не объединяться в товарищество, а создавать пока домовой комитет - как общественную организацию, которая будет осуществлять общественный контроль. Это не предполагает ни отдельного расчетного счета, ни возможности принимать самостоятельные решения - но это уже шаг на пути к реформе снизу.

Т.П.: - По опросам, 40 % населения хотели бы, чтобы было проведено собрание жильцов, - но чтобы инициатива все-таки шла не от них. А около 30% категорически против собраний...

М.А.: - Вот позвонил один председатель ЖСК и сказал, что во многих кооперативах Выборгского района появились активные группы, которые хотят сместить старых председателей. Мол, активисты просто хотят захватить власть. По ходу дела я выяснила, что у председателя - 20% должников. Спрашиваю: "Ты гасишь долги за счет всех остальных?" Отвечает: "Да". "Так, - говорю, - я бы первая тебя сместила..." Понимаете, пока мы не объединены, проблема неплатежей - одна; когда мы объединились - совсем другая. И этому надо учить. Нельзя убедить людей создать ТСЖ - а потом бросить их разбираться с новыми сложностями.

Н.С.: - То есть одно дело - придать импульс реформам; другое дело - все время сопровождать их исполнение. Опыт ассоциации, опыт кооперативщиков и товариществ где-нибудь опубликован?

М.А.: - Мы публикуем информационные бюллетени, проводим семинары... Но, на мой взгляд, страшно не то, что нет управляющих. Страшно то, что у нас не учат сантехников, электриков, сварщиков - их просто на этом рынке нет; у них другая зарплата на стройках, и оттуда их не переманить. А без них никакое управление сверху, какое бы оно умное ни было, не поможет.

Н.С.: - И это еще одна проблема!.. Мне кажется, мы пришли к общему мнению о том, что реформирование идет, - и при этом есть масса вопросов, которые нужно решать. Сейчас администрацией Санкт-Петербурга создаются соответствующие экономические, правовые и организационные условия. Многое делается и для того, чтобы реформа пошла, что называется, снизу. Вместе с тем есть богатый опыт собственников жилья, о котором в правительственных комитетах не только должны знать, но и учитывать его. А хорошая информированность населения может стать одной из основ продвижения реформы ЖКХ. В нашей дискуссии мы ставим запятую, поскольку разговор не окончен - мы лишь сформулировали проблему. Как будут развиваться события - покажет жизнь.

Некоторое время назад "ВП" обратился в жилищный комитет города с просьбой разъяснить: куда и на что идет наша плата за жилье, а также чем отличается новая строчка в квитанции "содержание и техремонт", заменившая строчку "капитальный ремонт"? Публикуем ответ комитета.

1. Собранные с населения Санкт-Петербурга средства в виде платы за жилье поступают через Сбербанк в ГУП "Вычислительный центр коллективного пользования "Жилищное хозяйство", которое на основании договоров перечисляет полученные от населения средства поставщикам коммунальных услуг, специализированным организациям, а также районным жилищным агентствам на выполнение работ по содержанию и ремонту жилых домов.

По мере поступления средств районные жилищные агентства выполняют весь комплекс работ в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда и работы по текущему ремонту общего имущества жилых домов на основании утвержденных адресных программ текущего ремонта (косметический ремонт подъездов и лестничных клеток, ремонт инженерных сетей (ГВС, ХВС, теплоснабжения, канализации), гидроизоляции подвалов и др.).

Узнать о включении своего дома в адресную программу ремонта граждане могут в домоуправлении либо ЖЭС по месту жительства...

В домах объединений собственников жилья (ЖК, ЖСК, ТСЖ), имеющих отдельный лицевой счет, все собранные с населения средства расходуются на ремонт конкретного жилого дома.

2. В соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170:

- техническое обслуживание здания (в т. ч. содержание и текущий ремонт) включает комплекс работ по поддержанию в исправном состоянии элементов и внутридомовых систем, заданных параметров и режимов работы его конструкций, оборудования и технических устройств;

- при капремонте производится комплексное устранение неисправностей всех изношенных элементов здания и оборудования, смена, восстановление или замена их на более долговечные и экономичные, улучшение эксплуатационных показателей жилищного фонда, осуществление технически возможной и экономически целесообразной модернизации жилых зданий с установкой приборов учета тепла, воды, газа, электроэнергии и обеспечения рационального энергопотребления.

Строка "содержание и текущий ремонт общего имущества жилого фонда" появилась в счете-извещении вместо строки "квартплата, техобслуживание" в связи с приведением структуры платежей граждан в соответствие с федеральным законодательством. Федеральный закон от 06.05.2003 N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты РФ в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" вводит понятие цен на содержание, ремонт жилья, наем жилых помещений.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

(Публикуем некоторые сообщения, пришедшие на пейджер "Радио России" во время эфира. Все сообщения переданы участникам дискуссии)

"100 дней реформы жилищно-коммунального хозяйства. Никакой реформы нет, становится все хуже и хуже. 10 октября, не подключено у нас отопление. Чтобы вызвать водопроводчика на элементарную работу, нужно потратить 2 месяца".

"У меня квартира соединена балконом еще с двумя квартирами. Почему же все балконы считаются жилплощадью?"

"Я - пенсионерка, Людмила Ивановна. Правительство озабочено поступлением средств на ЖКХ. Чтобы получить средств больше, нужно вывести из тени всю зарплату. Человек получает 300 тыс., справку показывают, что он получает 1 тысячу".

"Бабушкина, дом 103. Лестницы разбиты до дыр, шагать невозможно. Не убираются, а деньги берут каждый месяц. Куда обращаться? К начальнику жилконторы уже обращались".

"Почему нельзя заменить плату за излишки в старых ЖСК на тариф "капитальный ремонт"? Нельзя же пенсионеру снова ехать в коммуналку. Въезжала семья, а теперь остался один пенсионер. Как быть? Елена Ивановна".

"Нечего из нас делать спонсоров, наши карманы и так вывернуты до предела. Мы хотим знать, куда идут деньги, собранные с населения, какая себестоимость работ, и платить только за работы в доме, в котором живем, а не коллективно за весь город. Инна Сергеевна".

"Вопрос к Олегу Викторовичу. За 100 дней реформы (Науки, 45, корп. 2) ничего не произошло. Нас заливало. Выделены деньги на капремонт кровли. Но ничего не делается. Порядка нет нигде, грязь, дом разрушается. Антонина Петровна".

"Вопрос Марине Яковлевне. Живу в кооперативном доме, кооп. 967. До сих пор нет тепла, объясняют - не заключен договор, потому что увеличены тарифы. Плачу только за отопление 1150 руб/мес. Тариф 17-66. Так ли это? Кира Евгеньевна".

"Чтобы проводить реформу ЖКХ и все люди были бы довольны этой реформой, людям надо повысить пенсию, так как на 2400 в месяц прожить невозможно. Я бы посоветовала прожить депутатам на эти деньги, а потом повышать квартплату. Галина Ивановна".

"Хотелось бы понять статью "Содержание и текущий ремонт общего имущества дома". Какое отношение жильцы имеют к общ. имуществу дома? Лидия Валентиновна".

"Какой-то изверг придумал начинать отопительный сезон со среднесуточной температуры. Иметь в виду нужно только ночную температуру, так как на улице мы одеты по погоде. А нам нужна погода в доме. Ни раздеться, ни душ принять... Лора Владимировна".

"Почему стояки и фановые трубы за свой счет должен делать собственник, если он покупал квартиру, когда все это было еще на средства жэка? Нужно, чтобы была в городе рем. организация, услугами которой могли бы пользоваться пенсионеры. Мария Александровна".

"Нам не нужны беспомощные и коррумпированные ЖКХ и муниципалы. Нужен один нанятый хозяин дома, отвечающий за услуги и расчеты с населением, и много служб, конкурирующих между собой. ЖКХ имеет доходы до 100%. Этим сказано все. Ольга Сергеевна".

"Мы не хотим платить за отопление круглый год, а только за отапливаемые месяцы. Когда этот вопрос будет решаться в пользу населения, а не зависеть от чиновников администрации?"

"Интересует адрес ассоциации и телефон. Председатель ЖСК-552 Поречный Сергей Михайлович, Невский район, А. Овсеенко, 17".

...Сообщения продолжают поступать. Так, например, три жительницы города Ломоносова (как, впрочем, и многие радиослушатели) в письме интересовались, почему плата за содержание и текущий ремонт общего имущества, уборку лестниц, содержание лифтов и др. взимается из расчета на 1 кв. м (хотя, казалось бы, логичнее взимать плату в зависимости от количества проживающих в квартире человек)? И насколько это соответствует российскому законодательству?

- Это как раз соответствует законодательству, - ответил нам глава жилищного комитета Олег Вихтюк. - Согласно Гражданскому кодексу собственники несут бремя содержания принадлежащего им имущества пропорционально доле их участия в общей долевой собственности. То есть в многоквартирном доме бремя содержания пропорционально площади квартир.

И еще. Группа жильцов дома N 7, корпуса 1 и 2, по пр. Просвещения предложили: не может ли город взять на себя функцию установки домофонов повсеместно и собирать для этого плату централизованно, включив ее отдельной строкой в общую квитанцию? "Вечёрка" и "Радио России" выносят это предложение на обсуждение; ждем откликов и горожан, и экспертов, и чиновников.

191011, СПб, Итальянская ул., 27, " Радиоклуб на Итальянской".

199106, СПб, В.О., Средний пр., 77, корп. 2, редакция газеты "Вечерний Петербург" (с пометкой: проект "РАДИОМОСТ").

В воскресенье, 24 октября, в 15.10 в "Радиоклубе на Итальянской" - обсуждение острейшей темы: влияние городского шума на здоровье и психику человека. Слушайте "Радио России" - а затем читайте "Вечёрку".

Подготовила Анастасия Долгошева

Неплательщики коммунальных услуг в Санкт-Петербурге могут быть переселены в жилье меньшей площади и комфортности.  »
Юридические статьи »
Читайте также