Формирование бюджета не может проходить в отрыве от работы конкурсной комиссии

В области в завершающую стадию входит процесс формирования и утверждения регионального бюджета на будущий год - важнейшего для любого субъекта федерации документа. На этой неделе в Доме областного Правительства не раз будут обсуждаться и приводиться к общему знаменателю еще оставшиеся спорные моменты, от решения которых напрямую зависит, каким будет бюджет 2006 года в Ленинградской области. Один из основных вопросов - об организации работы по проведению конкурсов среди подрядчиков и поставщиков различных товаров и услуг для муниципальных нужд, приобретаемых за счет бюджетных средств - был вынесен на повестку дня очередного заседания аппарата Правительства ЛО 26 сентября.

Предваряя основной доклад по теме и обмен мнениями, Губернатор Валерий Сердюков отметил, что от правильной постановки работы при организации и проведении конкурсов на определение победителей, получающих госзаказ, и от активности в освоении средств со стороны отраслевых комитетов во многом зависит уменьшение сроков, необходимых для четкого распределения средств по всем расходным статьям бюджета.

"Для того, чтобы стало понятнее, насколько оправданна подобная постановка вопроса, можно привести конкретный пример. В 2004 году областной бюджет на текущий год был окончательно утвержден как конкретно оформленный документ в ноябре. К тому времени в полном объеме были предусмотрены все грядущие затраты на те или иные цели, в том числе - сколько средств пойдет на ассигнование отраслевых комитетов. Это означает - деньги на нужды сельского хозяйства, образования, спорта в бюджете прописаны по целевым статьям, и для их освоения комитетам необходимо сформировать заказ и через конкурсную комиссию провести тендеры. Но в реальности ситуация складывается таким образом, что даже на период 1 сентября 2005 года многие из планируемых конкурсов так и не были проведены, и вся финансовая нагрузка так или иначе опять грозит лечь на последний, четвертый квартал, внося ненужные никому напряженность и беспорядок", - посетовал глава региона.

Но не только в отсрочке до последнего момента дат проведения конкурсов кроется проблема. В частности, по итогам проведенных комитетом финансов и КСП проверок правомочности проведения конкурсов выявлены различные нарушения финансовой дисциплины, как победителями, так и организаторами конкурсов. Это - частные случаи, но их не должно быть совсем.

Губернатор высказал предложение, согласно которому в качестве одного из возможных вариантов есть смысл пересмотреть процедуру проведения тендеров, отказавшись от прямых конкурсов в пользу привлечения постоянных поставщиков. Хотя, с другой стороны, сегодня закон выступает в защиту как раз первого пути.

К слову, федеральный закон, говорящий о порядке распределения заказов и средств на конкурсной основе для государственных и муниципальных нужд, претерпел некоторые изменения, и с 21 июля нынешнего года существует в новой редакции. Информация об основных изменениях в ФЗ N97 стала одним из ключевых моментов доклада председателя сформированной в начале этого года на постоянной основе конкурсной комиссии Ленинградской области Ильи Тычинского.

Комиссия с начала текущего года провела почти 300 конкурсов, что на 30 процентов больше, чем за весь прошлый год, однако из заявленных к освоению 887 млн. рублей на тендеры ушли всего 155 миллионов. И. Тычинский считает, что корень проблемы кроется в неправильно установленном порядке распределения заказов. Причем недоработки проявляются на всех трех этапах проведения тендеров - от формирования перечня заказов и утверждения планов закупок до непосредственно проведения конкурсов и объявления их результатов. Вторую часть своего выступления докладчик посвятил рассмотрению изменений, внесенных в 97-й федеральный закон, которые носят не только чисто уточняющий характер, но и привносят в закон ряд новых положений. В частности, речь идет о необходимости создания специального сайта для размещения в сети Интернет подробной информации обо всех сторонах деятельности конкурсной комиссии, а не только об обозначении сроков ближайших тендеров и объявления победителей конкурсов.

Выступление Ильи Тычинского вызвало оживленный обмен мнениями. Вице-губернатор Григорий Двас отметил, что не совсем верно говорить сегодня о том, что порой не выполняются в полной мере какие-то положения федерального закона о госзакупках. По сути, до 21 июля ФЗ N97 регламентировал только те положения, которые имели отношение к федеральным закупкам, а на муниципальный уровень он вышел только после редактирования. Председатель областного комитета по общему и профессиональному образованию Зоя Найденова посетовала, что укор в адрес отраслевых комитетов со стороны конкурсной комиссии по поводу того, что "отраслевики" плохо ведут работу по освоению бюджетных средств, не совсем правомочен. Речь должна идти о том, чтобы облегчить жизнь комитетов, и без того сегодня слишком много времени и сил уделяющих непрофильным экономическим делам, а не считать их крайними.

Неожиданное предложение прозвучало из уст спикера областного парламента Кирилла Полякова, который отметил, что вполне возможно допускать к участию в конкурсах на зимнюю уборку дорог в области сельскохозяйственные предприятия. Сегодня обстановка дел такова, что зимой многие трактористы и так нанимаются на работу в ДРСУ, поскольку в межсезонье у них появляется хорошая возможность изрядно пополнить семейный бюджет за счет участия в подрядных работах по очистке дорог от снега. Чтобы руководители сельхозпредприятий не теряли рабочие кадры, гораздо обоснованнее будет разрешить им официально принимать участие в тендерах, объявляемых дорожным комитетом.

Все внесенные в ходе заседания предложения по оптимизации работы конкурсной комиссии найдут свое отражение в сделанных до 15 октября обоснованиях. Этим займется специально созданная комиссия по рассмотрению юридических вопросов и организации работы по проведению тендеров в будущем году, которую возглавит Станислав Рудовский.

Подводя итоги заседания, Губернатор отметил, что сегодня ни в коем случае не стоит зацикливаться на чисто формальном исполнении федерального законодательства. Все законы сегодня создаются в процессе еще не завершившейся в РФ экономической и социальной реформы и как все, создаваемое в переломный период, нуждаются в постоянном совершенствовании и доработке.

"Нам прежде всего необходимо научиться грамотно применять законы, руководствуясь не только их сухой "буквой", но и истинными потребностями и уникальными особенностями территории Ленинградской области", - заметил Валерий Сердюков.

Состоявшееся в понедельник заседание аппарата Правительства Ленинградской области стало своеобразным зачином для проведения еще целого ряда встреч и совещаний, посвященных обсуждению бюджета региона на 2006 год. В этот же день прошло заседание Правительства с главами муниципальных образований по ряду вопросов формирования бюджета, 28 сентября состоится предварительное, так называемое "нулевое" обсуждение бюджета Правительством и Законодательным собранием Ленобласти. 30 сентября состоится встреча, посвященная обсуждению этого же вопроса, с депутатами Государственной Думы от одномандатных округов ЛО и Санкт-Петербурга, а также с представителями политических партий, направленных из федерального центра для работы на территории нашего региона. Наконец, 6 октября проект бюджета с учетом всех внесенных на предыдущих обсуждениях изменений и поправок будет вынесен на повестку дня очередного дня депутата.

Александр Правилов

Бюджет области на 2006 год сохраняет социальные приоритеты  »
Юридические статьи »
Читайте также