Бюджет области на 2006 год сохраняет социальные приоритеты

Они совпадают с национальными приоритетами, обозначенными президентом и предусматривающими дальнейший рост расходов на здравоохранение, образование, культуру, повышение зарплаты бюджетникам

Вчера на внеочередном заседании областного Правительства был рассмотрен проект областного бюджета на 2006 год. Фактически, это своего рода нулевое чтение бюджета: он таким образом впервые был вынесен на широкий суд членов областного Правительства, глав муниципальных образований, законодателей, представителей Контрольно-счетной палаты. Сделано это для того, чтобы все вовлеченные в бюджетный процесс стороны могли еще до направления проекта бюджета в Заксобрание высказать свои предложения, внести корректировки в законопроект.

Как отметил, открывая заседание, Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков, работа над бюджетом проходит на фоне еще не завершившихся в России крупных преобразований, таких как реформа местного самоуправления, реформа бюджетной системы. Свой отпечаток накладывает и рост цен на горюче-смазочные материалы, который, безусловно, касается всех предприятий, но более всего - системы ЖКХ, сельского хозяйства и, в конечном итоге, сказывается на населении.

Вместе с тем, сколь бы сложно ни было формировать бюджет 2006 года, уже сейчас - перед вынесением законопроекта на рассмотрение в Заксобрание - можно сказать: он продолжает существующую в Ленинградской области в последние пять-шесть лет общую тенденцию увеличения расходов на социальные нужды, а именно - на зарплату бюджетникам, на нужды образования, здравоохранения, сельского хозяйства. Таким образом, шаги, предпринимавшиеся в последние годы в Ленинградской области, полностью созвучны направленности проектов, названных Президентом РФ национальными. Достаточно проследить динамику расходов из консолидированного бюджета Ленинградской области в 2000 - 2005 годах.

Так, в 2000 году из консолидированного бюджета было затрачено: на образование 1 млрд 64 млн руб., в 2004-м - 5 млрд 523 млн руб., а в этом году - более 7 млрд руб.;

на культуру было израсходовано в 2000 году 172 млн руб., в 2005-м - 1 млрд 26 млн руб.;

на финансирование здравоохранения: в 2000 г. - 1 млрд 54 млн руб.,

в 2005 г. - 4 млрд 580 млн руб.;

на сельское хозяйство: в 2000 г. - 206 млн руб., в 2005 г. - 625 млн руб.

Все обозначенные тенденции роста расходов на социальные нужды сохранятся и в 2006 году. Так, по информации, прозвучавшей в выступлении вице-губернатора - председателя Комитета финансов Александра Яковлева, расходы на нужды образования из областного бюджета на 12% превысят затраты нынешнего года; расходы на нужды здравоохранения из областного бюджета увеличатся на 12,3%, в том числе на 16% возрастут затраты на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

В рамках предусмотренных затрат запланировано, в частности, сохранение заработной платы бюджетников не ниже прожиточного минимума и с индексацией МРОТ, который с 1 мая будущего года составит 1100 рублей.

Важное значение в документе, с учетом разграничения властных полномочий и финансовых ресурсов на их исполнение, отведено межбюджетным трансфертам, предусмотренным в объеме 8,7 млрд рублей. Из фондов финансовой поддержки муниципальных образований районам и поселениям предполагается выделить в общей сложности 5,8 млрд рублей.

Не забыты в проекте и средства поддержки важнейших отраслей, таких, в частности, как сельское хозяйство.

Если вновь вернуться к анализу динамики роста расходов на социальные нужды из бюджета Ленобласти в 2000-2005 годах, то стоит отметить, что бюджетная обеспеченность на одного жителя в 2000 году составляла 5552,7 руб. на человека, к 2003 году она возросла вдвое и составляла 11021,6 руб. на человека, а в 2005 году, по оценке, должна составить уже 16239,1 руб. на человека. Исходя из планов на 2006 год, бюджетная обеспеченность на одного жителя еще более возрастет и будет составлять 17352,0 руб. на человека. Кстати сказать, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата одного работника в Ленинградской области в 2000 году составляла 2179 руб., в 2005 году она, по оценке, будет составлять 8200 руб., а по плану в 2006 году будет составлять 9850 руб. Столь серьезный рост вряд ли был бы возможен без роста в экономике. Объем валового регионального продукта составлял в 2000 году 58 млрд 834 млн руб., в 2005 году он, как ожидается, составит уже 201 млрд 460 млн руб., а в 2006 году достигнет 230 млрд 630 млн руб.

Оценивая особенности бюджетной политики на будущий год, Губернатор Валерий Сердюков отметил, что в условиях муниципальной реформы каждый уровень власти, каждая территория обязаны нести свой груз ответственности и обязательств перед населением. Муниципальным образованиям необходимо, в частности, серьезно задуматься об источниках дополнительного пополнения доходов местных бюджетов. К таким источникам, в частности, можно отнести неналоговые поступления, включая более эффективное землепользование.

По сравнению с 2005 годом, в будущем году уменьшится число регионально-целевых программ. Этот факт вызвал ряд вопросов у участников заседания. В частности, председатель ЗакСа Кирилл Поляков отметил как недостаток отсутствие таких программ в сфере сельского хозяйства и заявил, что без таких программ невозможно понять, на что конкретно будут расходоваться бюджетные средства. А председатель Контрольно-счетной палаты Андрей Васильев добавил:

- Сегодня, в условиях реформирования, просто необходим программно-целевой метод бюджетирования.

Говоря о сельском хозяйстве, Кирилл Поляков предложил иную схему лизинга для сельхозпредприятий области: не ограничиваться лизингом у "Леноблагроснаба", а искать других партнеров по лизингу, где процентная ставка ниже и не требуется залог, с одновременной компенсацией процентной ставки лизинга областным Правительством. Губернатор поручил проработать этот вопрос в течение трех дней заместителю председателя Комитета по экономическому развитию В. Балашову и представить ему отчет о том, насколько оправдана такая схема.

Работа над проектом областного бюджета на 2006 год будет продолжена. Впереди - его рассмотрение на Дне депутата, не за горами и первое чтение. Конечно, документ еще претерпит некоторые изменения, корректировки, но уже ясно, что приоритетными в нем, как и в прошлые годы, останутся как раз те направления, которые глава нашего государства выделил в качестве национальных приоритетов. Все эти направления - здравоохранение, образование, социальная поддержка - важны для каждого человека. И очень хорошо, что власти это понимают.

Анна Соснора

Бюджет-2006 удвоит городскую казну  »
Юридические статьи »
Читайте также