Прощай, Пятилетка. Здравствуй, Мариинка!

Новую сцену Мариинского театра планируется построить всего за три года

На прошлой неделе Петербург окончательно попрощался с Дворцом культуры им. Первой пятилетки. Он стал очередной, но не последней жертвой, принесенной во имя строительства второй сцены Мариинского театра.

Щадящие технологии

Напомним, что первым зданием, снесенным ради искусства, стала школа N 243.

А в минувшую пятницу рабочие приступили к разбору оставшейся части Дворца культуры имени Первой пятилетки. Кроме традиционных отбойных молотков здесь работала так называемая щадящая техника: два экскаватора вместо традиционного крана с многотонной гирей. Один из них был оборудован специальными "ножницами" для вырезания кирпичей.

Вырезать и аккуратно удалить остатки дома строителям предстоит всего за три дня. В первый день работу затрудняла метель, много часов подряд не сдававшая свои позиции. Однако по плану погодные условия не должны помешать реализации нашумевшего проекта.

Собственно, большую часть Дворца культуры снесли еще в конце октября. Причем все работы прошли быстрее, чем предполагалось по контракту, - за два месяца вместо трех с половиной. На месте оставался небольшой фрагмент здания, примыкающий к дому N 5 по Крюкову каналу.

Его жителей (всего 42 квартиры) постепенно расселяли. Конечно, без конфликтов не обошлось, но в конце концов всем предоставили новое жилье. Как сказали нам в Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации, все выехавшие из этого дома переселенцы улучшили свои жилищные условия.

Стахановскими темпами

Несколько дней назад дом N 5 по Крюкову каналу перешел из собственности ГУЖА Адмиралтейского района в ведение дирекции по строительству. Разобрать здание, имеющее три уровня высоты, будет не просто - его фасад должен остаться в целости и сохранности.

Дело в том, что этот дом известен как фасад Литовского рынка и войдет в комплекс зданий нового Мариинского театра. Весь комплекс займет площадь в 39 000 квадратных метров, а его границы будут проходить по улице Декабристов, Минскому переулку, Крюкову каналу и улице Союза Печатников.

Впрочем, как отметила пресс-секретарь дирекции по строительству Елена Маврина, окончательный проект здания сформируется только тогда, когда будут проведены все инженерно-геологические работы. На их основе экологи сделают свои выводы. Больше половины из тридцати двух скважин, для взятия пробы грунта, на строительной площадке уже пробурены.

Строителям предстоит убрать с этой территории все инженерные коммуникации и две подстанции. Эти работы, включая реконструкцию жилого дома, планируется провести до конца 2005 года.

В феврале - марте 2006 года строители хотят начать рыть котлован под новострой. Закончить возведение новой сцены Мариинского театра планируется к 2009 году. Так что, судя по планам, строительство будет закончено по-стахановски - всего за 3 года.

Наша справка

Освободить площадь для будущего строительства планируется до января 2006 года. Но до июня того же года должны быть проведены все тендеры и подписаны контракты на строительные работы.

На этот проект государство выделяет около 220 млн. евро.

А в это время

Вторая сцена Мариинского театра - наша Эйфелева башня?

Петербургское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры обратилось к собственному московскому руководству с весьма энергичным письмом. Речь в нем идет о "спасении комплекса Мариинского театра", об очередном пересмотре проекта здания его второй сцены.

Идея такого письма родилась в Москве. Центральный совет общества попросил петербургских коллег высказать свое мнение по больному вопросу. Почему это произошло именно сейчас, сказать трудно.

В письме, подписанном Владимиром Лисовским, подчеркивается, что проект Доменика Перро "противоречит конструктивной и функциональной логике", "обнаруживает полное непонимание... культурной ценности городского ландшафта" и в результате непременно "создаст акцент, диссонирующий не только с театром, но и с прилегающими кварталами".

Оказывается, в свое время правительственные инстанции одобрили проект без согласования с Обществом охраны памятников истории и культуры (то есть был нарушен закон об охране культурного наследия ).

Впрочем, несмотря на категоричность формулировок, специалисты Общества охраны памятников готовы к компромиссу. Они не требуют остановить строительство и надеются лишь "изменить в какой-то мере существующий проект".

Защитники памятников не считают строительство в центре Петербурга преступлением (хотя предпочитают воссоздание). Речь идет лишь о соблюдении всех существующих ограничений и сохранении цельности градостроительной среды.

Понятно, что ощущение этой цельности весьма индивидуально. Но, по мнению членов общества, уже возникшие в центре неудачные стилизации рождены, как правило, нежеланием прислушаться к компетентным советам.

С этим трудно поспорить. Вот только живой город не может быть музеем, как бы красиво это ни звучало. "Какова сегодня задача архитектуры?" - спросил себя однажды архитектор Рикардо Бофилл. И сам себе ответил: "Строить пространство, создавать символы..." Будет большой удачей, если новая сцена Мариинского театра станет новым символом нашего города. А то, что символ этот не может быть бесспорным, ясно заранее. Не исключено, что кому-то придется бежать от него, как Мопассану от Эйфелевой башни.

Екатерина Гиндина

Елена Петровская

Город, в котором нам не жить Петербург могут исключить из списка ЮНЕСКО  »
Юридические статьи »
Читайте также