Много драматических Городские театры осознали свою главную ценность

Эти слухи по театральному Петербургу ползут давно. "Скоро нас всех закроют". "А здания переделают под казино и магазины сотовой связи". "Оставят только Мариинский театр". "И еще один драматический".

Совещание в петербургском отделении Союза театральных деятелей решились провести в тот момент, когда, казалось бы, еще ничего окончательно не решено. Но уже многое понятно. Сложилось, как говорил Михаил Чехов, "предощущение целого". Ставки в игре в реструктуризацию бюджетной сферы (проект закона лежит в Госдуме) для российской культуры крайне высоки: речь идет ни много ни мало о судьбе русского репертуарного театра. Уникального явления мирового искусства.

В Петербурге около (точную цифру никто назвать не в состоянии) 80 театров. 28 из них - государственные. 20 из них находятся в ведении комитета по культуре. Есть три федерального подчинения, есть театры муниципальные. Что ждет их завтра? Точнее - в 2006 году, когда проект о реструктуризации станет законом, и госучреждения (в данном случае театры) могут быть преобразованы в иную форму собственности. Там, где начинаются перемены форм собственности, понятное дело, интеллигенция ничего хорошего не ждет. В силу исторически сложившейся прозорливости.

Доклад председателя питерского отделения СТД Николая Бурова походил на маленький, законопослушный и потому особенно трогательный бунт. "Два года театральная жизнь в городе развивалась не благодаря, а вопреки политике властных структур". Проблем накопилось множество, и львиная доля их вызвана тем, что власти не учитывают специфики театрального дела (отсюда, в частности, конфликты по поводу тендеров, авторских прав на произведение, театральной рекламы и т. д.). Отработанные на федеральном уровне механизмы в Петербурге применить не удается. Так, по федеральному законодательству театры обязаны проводить тендеры на размещение заказов в пределах 200 тысяч рублей, а в городе эта сумма снижена до 40 тысяч. Поэтому директора театров вынуждены устраивать конкурсы на покупку каждой иголки. Вывод, озвученный Николаем Буровым, напрашивается сам собой: "Городские власти создали патовую ситуацию".

Даже положительные на первый взгляд решения местных властей вызывают ряд сомнений. Комитет по культуре объявил совету директоров театров об усилении финансовой поддержки за счет специальных грантов. Поддерживать решено не всех. Несколько театров города были признаны "ведущими" - им и выплатят надбавки. Однако критерии отбора "ведущих" театров и сами условия получения грантов остались неясны. Не те ли это театры, которые останутся на плаву после "реструктуризационного потопа"? Городской СТД опасается того, что местные чиновники спешат еще до поступления особых распоряжений из Москвы отработать модель будущих хозяйственных катаклизмов на беззащитных театральных коллективах.

Задан был Буровым и главный "вопрос дня": "Каковы приоритеты театральной политики города?" Театральные деятели действительно не понимают, чего от них хотят власти. Какие нужны спектакли, какие пьесы необходимы, на какого зрителя стоит ориентироваться? Что нужно сделать, чтобы власть признала твой театр "ведущим"?

Как ни странно, столь важное заседание городского СТД было проигнорировано председателем комитета по культуре Надеждой Кущенковой. Успокаивать театральных деятелей приехал ее заместитель, Александр Платунов, ведающий театрами. Он посетовал на то, что благотворные усилия комитета по культуре не были отмечены. И рекомендовал взволнованному СТД дождаться принятия соответствующих законов, потерпеть до утверждения городского бюджета. То есть "погодить" (как любил выражаться Салтыков-Щедрин) до той поры, когда сделать уже ничего будет нельзя. Собственно, сделать и сейчас можно немногое. "Если не протестовать - то хотя бы поспорить" - говорится в одной пьесе.

Некоторую определенность Платунов внес лишь в нашумевшее дело о слиянии Большого театра кукол и Театра марионеток имени Деммени (с честным отъемом здания на Невском проспекте у последнего). Начальник городских театров назвал эту информацию "бредом".

Окончательно запугал всех председатель комиссии ЗакСа по культуре Сергей Андреев. "Культура, - сказал он, - находится вне приоритетов власти города". По его словам, имеется интересная инициатива КУГИ отменить все льготы по аренде помещений. Кроме того, КУГИ обладает правом самостоятельно определять объекты, подлежащие приватизации. "Друзья мои, - обратился депутат к слегка побледневшим актерам и режиссерам, - вы попали в систему, которая перемалывает все и всех ради прибыли. Пришли ребята с холодными глазами".

В общем, чем дальше, тем больше театральные деятели осознают, что театр - это не "храм" и не "кафедра". Это большие и добротные здания.

Лилия Шитенбург

Билетеры остались под контролем  »
Юридические статьи »
Читайте также