Жену моряка видно издалека

В Питере прошел конкурс на лучший памятник "Жене моряка"

На Васильевском острове, на Морской набережной, там, где река Смоленка впадает в Финский залив, откуда хорошо видны корабли, приходящие в Морской порт Петербурга, будет новый жилой микрорайон, главным украшением которого станет памятник любящей и верной жене моряка. Идея увековечить образ женщины, ждущей мужа на берегу, возникла еще в 2001 году, после трагических событий с подводной лодкой "Курск". Тогда говорили, что это будет первый и единственный в мире монумент такого рода, однако одесситы оказались шустрее: у них памятник "Жене моряка" появился в 2002 году.

Распоряжение об установке в городе на Неве такого уникального памятника отдал еще Владимир Яковлев, причем торжественное открытие должно было состояться во время празднования 300-летия Санкт-Петербурга. Теперь называют другую дату - 2005 год.

В конце декабря прошлого года был объявлен открытый конкурс на лучший проект памятника. Первый тур конкурса провалился, так как ни одну скульптуру не одобрили ни жюри, ни сами моряки, ни их жены. Дело в том что тогда авторы не уяснили главного: памятник должен быть "вдохновляюще-оптимистичным".

Сегодня в петербургском отделении Союза художников представлено три десятка скульптур, причем лишь две из них можно ассоциативно привязать к Петербургу. Есть парочка Пенелоп, одна из которых больше напоминает охотницу Диану с луком и стрелой в руках (красивая скульптура, она хорошо смотрелась бы в Летнем саду, но при чем здесь жена моряка?), а вторая - колхозницу с ногами какой-то странной формы. Не обошлось и без Афродиты, которая почему-то не выходит из воды, а собирается в нее войти. Говорят, на вопрос, почему жена моряка полуголая, автор скульптуры ответил, что муж, увидев с корабля в бинокль свою полуобнаженную жену, быстрее к ней вернется. Привлекает внимание белоснежная женщина-чайка, у которой руки как крылья. Озадачили несколько дородных женщин с детьми, глядя на которых думаешь, что они, скорее всего, встречают мужа-отца с посевной. А вот скульптуре, напоминающей скелет рыбы, в оригинальности не откажешь, правда, олицетворением женственности ее точно не назовешь.

Вопреки прописанному в задании требованию, чтобы скульптуры не вызывали "поминально-скорбного" чувства, есть как минимум две композиции, которые это самое чувство и вызывают. Одна очень похожа на могильный крест, а героиня второй стоит на берегу моря с бескозыркой в руках (любой моряк знает, что бескозырку погибшего моряка торжественно опускают на воду).

Любопытна по стилистике скульптурная композиция - женщина с девочкой, стоящие на белом шаре. Неподалеку фигурка морячка, который плывет на бумажном кораблике. Мать смотрит на проходящие мимо суда, а дочь тянется к кораблику. Композиция пространственная и должна смотреться с разных точек по-разному. Угадывается пристрастие автора к пластике Генри Мура. Главная скульптура по стилистике традиционна для Петербурга - она похожа на одну из фигур, украшающих крышу Зимнего дворца.

Интересно, что примерно четверть жен бегут или летят (сами или на лебедях) к мужьям вместо того, чтобы ждать их на берегу. Среди них есть очень изящные работы, но авторы должны были читать задание...

К сожалению, на наш взгляд, ни одна из представленных сегодня в Питере скульптурных композиций не отвечает всем требованиям конкурса. Нет среди них такой женщины, глядя на которую понимаешь, что она ждет, надеется, верит, а главное - любит...

Сергей Тихомиров

Правительство Санкт-Петербурга одобрило положение о Комитете по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями.  »
Юридические статьи »
Читайте также