Платить или сидеть?

Государственной Думе предстоит выбрать меру наказания за неуплату налогов

Рассмотреть подготовленный Правительством проект поправок к "налоговым" статьям Уголовного кодекса Госдума планировала в марте. Проект готовился в недрах налоговой полиции и предполагал ввести более жесткие наказания для неплательщиков налогов.

Однако буквально накануне слушаний налоговая полиция была упразднена,

ее функции переданы в МВД, а в нижнюю палату парламента поступил проект поправок к УК, подготовленный группой Дмитрия Козака. Депутаты оказались перед сложным выбором. А граждане еще очень долго не узнают, чем в самом недалеком будущем будут грозить им налоговые проверки: сумой или тюрьмой.

Роковые поправки

Налоговая полиция настаивала на том, чтобы сделать фискальные статьи УК более упорядоченными и жесткими. За несколько дней до указа о роспуске корреспондент "РГ" встретился с начальником правового управления ФСНП Ильей Кучеровым - одним из главных разработчиков поправок.

По его мнению, признаки, по которым ныне действующий УК относит действия гражданина или организации к налоговым преступлениям, расплывчаты. Чтобы возбудить уголовное дело, гражданину достаточно не заплатить в срок налоги. Полицейские предложили впредь привлекать к уголовной ответственности только тогда, когда удастся доказать умышленный обман государства и налоговых органов. Кучеров предположил, что при этом количество "налоговых" уголовных дел уменьшится раза в два. Зато оставшиеся обязательно будут доходить до приговора.

С другой стороны, в налоговой полиции считали, что российское законодательство относится к неплательщикам налогов слишком мягко. Погасив задолженность, подчас едва ли не в зале суда, должник освобождается от ответственности. По мнению полицейских, это не способствует выработке налоговой сознательности. Поэтому они предложили считать выплату долга смягчающим обстоятельством, которое может сделать наказание более легким, но не освобождает от него совсем.

Должники под "колпаком"

О том, что с ответственностью за неуплату налогов не все ладно, достаточно красноречиво говорят противоречивые оценки сегодняшней уголовной практики.

В отчетах "почившей в бозе" ФСНП сообщается, что в минувшем году раскрыто почти 24 тысячи преступлений. Львиная их доля приходится не на граждан, а на предприятия. Наиболее крупные суммы сокрытых налогов обнаружены в торговле (32 процента), в ТЭКе (11 процентов), за ними идут транспорт, связь, машиностроение и банки. В прокуратуру из налоговой полиции поступило с обвинительным заключением 10,6 тысячи дел. Более половины их направлено в суд.

По мнению председателя Московского арбитражного суда Аллы Большовой, лишь половина дел, заведенных налоговой полицией, кончались обвинительным приговором суда.

Зато Генеральный прокурор Владимир Устинов, наоборот, в конце февраля выпустил приказ, предписывающий усилить прокурорский надзор в сфере налогов и сборов. В приказе говорится, что в прошлом году выявлено более 50 тыс. нарушений налогового законодательства - цифра, более чем вдвое превышающая данные налоговых полицейских!

По мнению осведомленных источников, Устинов ничего не делает просто так, и его выступление означало, что в налоговой сфере начнут "завинчивать гайки". Но как будут развиваться события теперь?

Не платите и... не судимы будете?

Оба законопроекта находятся пока в Комитете Госдумы по законодательству. На момент подписания номера, как сообщил "РГ" заместитель руководителя аппарата комитета Юрий Сиротин, депутаты еще не успели ознакомиться с проектом Козака.

Однако сам Козак сообщил информационным агентствам, что проект предполагает вообще отменить уголовную ответственность по экономическим преступлениям, к которым в полном объеме относятся и налоговые. То есть в тюрьму за укрывательство налогов авторы проекта предполагают не сажать. Взамен предлагаются "меры экономического характера". Вероятно, дело обойдется штрафом.

Интересно, что если проект либеральных поправок к УК родился в недрах администрации Президента, то и правительственные налоговые поправки были подготовлены по поручению Путина, данному еще летом 2001 года.

Волей-неволей налогоплательщику придется пока ориентироваться на действующее законодательство. Согласно ему уголовная ответственность за неуплату налогов начинается для частных лиц с 90 тыс. рублей, а для предприятий и организаций - с 15 тыс. долларов. Особо тяжкими налоговыми преступлениями считаются те, когда от государства утаивается не меньше 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда - сегодня это 2,25 млн. рублей.

Максимальный срок, на который можно "загреметь" за такие провинности, для частных лиц составляет 4 года, а для руководителей проштрафившихся фирм - 7 лет.

Разработчики президентского законопроекта рассчитывают смягчением наказаний добиться более полной компенсации ущерба.

Екатерина Васильченко

Правосудие на самоокупаемости  »
Юридические статьи »
Читайте также