Владимир Квашенников: "Провинция восприняла "иной способ" слишком буквально"

"Начиная с 2000 года в деятельности органов налоговой полиции РФ сложилась практика возбуждения уголовных дел и привлечения руководителей организаций к уголовной ответственности по признакам "уклонения от уплаты ... иным способом" за действия, выразившиеся в нарушении сроков уплаты налогов и в основном взносов во внебюджетные фонды.

Как правило, дела возбуждаются при следующих условиях: на расчетный счет организации выставлено "инкассо" налоговой инспекции или внебюджетного фонда; все или часть поступающих на предприятие денежных средств отражаются в бухгалтерских документах, но приходуются лишь в кассу, а не сдаются в банк, не попадая тем самым на расчетный счет; денежные средства расходуются на выплату заработной платы, расчеты с кредиторами, приобретение оборудования и т.п., минуя расчетный счет организации, на котором находится "инкассо"; в результате действий, описанных в пп. "а"-"в" растет задолженность организации по платежам в бюджет или во внебюджетные фонды; налоговая инспекция или внебюджетный фонд обращается в налоговую полицию с письмом об оказании содействия в получении недоимки.

Лукавая норма

В соответствии с п. 2 примечания к ст. 198 УК РФ лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если оно способствовало раскрытию преступления и полностью возместило причиненный вред. Это так называемая "поощрительная норма", которая была введена в уголовный закон в 1998 году (федеральный закон №92-ФЗ от 25 июня 1998 года).

Учитывая наличие поощрительной нормы, практически никто из руководителей, привлекаемых к уголовной ответственности, серьезного правового противодействия ни налоговой полиции, ни судебным органам, рассматривающим дело, не оказывает. Всех, говоря обыденно, все "устраивает". Руководитель организации признается в совершенном "преступлении" и не лезет жаловаться; организация гасит сумму основного долга (недоимки), что, в принципе, и так должна сделать; дело направляется следователем в суд и там прекращается на основании п. 2 примечания к ст. 198 УК РФ (ст. 7 УПК РСФСР); руководитель избегает судимости; орган налоговой полиции раскрывает "страшное" (согласно п. 4 ст. 15 УК РФ -- "тяжкое") преступление", внеся тем самым значительный вклад в борьбу с налоговой преступностью и освобождаясь от необходимости расследовать для достижения определенных показателей преступления, связанных с действительным уклонением от уплаты налогов; внебюджетный фонд или налоговый орган имеет погашение недоимки.

В силу сложившейся ситуации юридическая состоятельность сложившейся практики серьезному юридическому "адвокатскому" противодействию никогда не подвергалась. Таким образом, органы налоговой полиции формально, следуя сложившейся практике или, быть может, несколько "подкорректировав" ее применительно к конкретному случаю, могут сегодня возбудить уголовное дело в отношении любого руководителя, просрочившего уплату налогов на несколько дней.

В провинции все проще

Директор ФСНП РФ Михаил Фрадков издал Приказ от 9 декабря 2002 года №525 "Об утверждении инструкции об основах организации и формах осуществления в федеральных органах налоговой полиции работы по предупреждению преступлений и правонарушений" (зарегистрировано в Минюсте РФ 29 января 2003 г. №4159). Он позволяет приписать практически любому гражданину или организации желание уклониться от уплаты налогов. Этим документом Михаил Фрадков выдал, по сути, "индульгенцию" на все случаи жизни любому его подчиненному. При этом понятно, что директора ФСНП не достанешь. Не хватит сил и терпения, а у его подчиненных всегда найдется ссылка на приказ начальника. Что делать -- люди военные.

Поэтому и разворачивается фактически травля предпринимателей, а остановить это невозможно. Ни сил, ни средств не хватает. Да и надо знать провинцию -- здесь все и проще, и сложнее. Я не удивлюсь, если в ближайшее время в городе Череповце не останется ни одного неосужденного директора среднего предприятия.

Нельзя откладывать

В прошедший 2002 год налоговики задание по основным налогам не выполнили ни в одном квартале. Гнев правительства, как водится, был обращен на налоговых полицейских: плохо-де собираете. Как в анекдоте про мордобитие в трамвае: "...я думал, по всей России началось".

Но, видимо, все-таки "достали" многих, потому что правительство вынуждено было внести 18 июня 2002 года на рассмотрение депутатов Госдумы новый Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации" (уклонение от уплаты или перечисления налогов и (или) сборов -- физических лиц и организаций). Первое чтение этого документа запланировано в марте 2003 года. Но, как вы понимаете, "скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается". Летят щепки, когда этот лес рубят по всей стране, а остановить процесс все сложнее.

Иными словами, органы налоговой полиции переместили свои усилия из сферы борьбы с реальной преступностью в сферу борьбы с лжепреступностью. Сегодня об этом уже можно говорить со всей определенностью.

Снижение интенсивности противодействия реальной налоговой преступности влечет в качестве следствия все больший "уход в тень" экономики. Выглядит парадоксальным, но сегодня руководителям организаций получается выгоднее вводить органы налогового контроля в заблуждение в целях уклонения от уплаты налогов, т.е. реально совершать преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, чем показывать все налоги и при этом задерживать их уплату. В этом -- второе негативное последствие сложившейся ситуации.

Боюсь, что у депутатов Госдумы накануне перевыборов до коррекции уголовного законодательства дело дойдет в последнюю очередь. А очень жаль. Поскольку в очередной раз получилось "как всегда". И сколько еще директоров пойдет "под топор" до принятия нормального решения?!"

Биография

Владимир Квашенников -- бывший кадровый офицер, подполковник. Образование -- высшее. Окончил в том числе Академию народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации.

Ушел с должности генерального директора ОАО "Пивоваренный завод "Елена" после того, как основные фонды предприятия решением собственников завода были проданы ОАО "Комбинат им. Степана Разина".

На должность начальника управления Департамента продовольственных ресурсов Вологодской области был назначен 15 января 2001 года, а 1 февраля того же года привлечен к уголовной ответственности по факту неуплаты налогов пивзаводом, которым руководил. При этом в вину была вменена неуплата налогов "иным способом": по сути, за то, что платил зарплату работникам предприятия вместо перечисления налогов и штрафов.

Валентина Шестакова

За уклонение от уплаты налогов уже стали сажать  »
Юридические статьи »
Читайте также