Техническое регулирование и продовольственная безопасность

В рамках деловой программы выставки-ярмарки "Агрорусь" 2 сентября 2004 года прошел форум "Продовольственная безопасность Северо-Западного региона России".

По мнению участников форума, успешно решать данную задачу можно только в условиях цивилизованного, развитого агропродовольственного рынка. В ряде выступлений на форуме прозвучала положительная оценка предпринимаемых правительством РФ и региональными властями шагов, способствующих более активному включению производителей отечественной пищевой продукции в систему новых рыночных отношений. Одновременно было отмечено, что обеспечение продовольственной безопасности - это проблема государственная. Формирование нормативно-правовой базы, государственный надзор, обеспечение страховых запасов, стабилизационные функции в критических ситуациях - эти вопросы были и остаются прерогативой государства.

Участники форума обсудили самые разные подходы к решению проблемы продовольственной безопасности. С сообщением о значении системы обеспечения качества как фактора защиты от фальсифицированной продукции при решении проблемы продовольственной безопасности на форуме выступила заместитель генерального директора ФГУ "ТЕСТ - С.-Петербург" Светлана Соловьева. Сегодня мы знакомим читателей с основными положениями ее доклада:

- Я хочу остановиться на проблеме, от решения которой в немалой степени зависит продовольственная безопасность. Это безопасность и качество продовольственного сырья и продуктов его переработки.

1 июля 2003 года в России был введен в действие ФЗ "О техническом регулировании", определивший принципы технического регулирования, гармонизированные с европейскими и мировыми требованиями.

Основными элементами технического регулирования являются технические регламенты, национальные стандарты, процедуры подтверждения соответствия (то, что мы раньше называли обязательной и добровольной сертификацией), аккредитация, государственный контроль (надзор). Все они в той или иной форме присутствовали в России и до введения закона "О техническом регулировании", но требовали серьезной доработки в соответствии с теми условиями, в которых сегодня находится экономика нашей страны. Закон разделил процедуры и уровень обязательных и применяемых на добровольной основе требований к процессам производства, перевозки, хранения и реализации продукции. Обязательные требования принимаются в целях, определяемых законом: защиты жизни или здоровья людей, защиты имущества, охраны окружающей среды и предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей. Они содержатся в технических регламентах, имеющих статус федеральных законов, указов президента или постановлений правительства РФ.

Национальные, ранее государственные стандарты принимают статус добровольных документов. В переходный период, до принятия соответствующих технических регламентов, содержащиеся в них требования являются обязательными для исполнения в части, соответствующей целям ФЗ "О техническом регулировании".

Таким образом, сегодня национальный стандарт - это нормативный документ, регламентирующий производство безопасной продукции и обеспечивающий определенный уровень ее качества. Фонд национальных стандартов, которым сегодня располагает ФГУ "ТЕСТ - С.-Петербург", составляет почти 26 тысяч единиц. Что касается его структуры, то 12 процентов - это стандарты для пищевой промышленности, 5 процентов - относящиеся к сельскохозяйственному производству, 24 процента - на методы контроля и 18 процентов - это основополагающие стандарты, устанавливающие общие правила и требования, в том числе и к пищевой продукции.

Особенностью стандартизации сегодня является то, что требования разрабатываемых стандартов должны быть гармонизированы с международными. К сожалению, самый низкий уровень гармонизации к настоящему моменту как раз в пищевой отрасли - 20-25 процентов. В последнее время ситуация начинает меняться. В 2004 году предусмотрена разработка 455 национальных и 203 межгосударственных (действующих в странах СНГ) стандартов для различных отраслей экономики. Среди этого количества 144 стандарта на пищевую продукцию. И это весьма отрадный факт, потому что именно в этой сфере существует проблема широкомасштабной фальсификации продукции.

Но давайте разберемся, только ли производители виноваты в том, что на рынке появляется фальсифицированная продукция? Конкретный пример: в традиции отечественного производства всегда было изготовлять молочную продукцию из натурального молочного сырья. За рубежом давно уже вошло в практику заменять в той или иной мере часть молочного жира растительными жирами. Постепенно, по разным причинам подобные технологии стали внедряться и у нас. На рынке появилось множество совершенно новых продуктов с оригинальными составами и свойствами. Но как их называть, как различать, как идентифицировать? Не было соответствующей нормативной базы, вот и заполняло прилавки магазинов разнообразное "масло", по сути, маслом не являющееся, молоко "натуральное" из различных сказочных деревень, приготовленное в заводском цехе из порошка, и т. д. и т. п. И здесь на помощь пришли стандарты. Разработка и введение целого семейства стандартов на различные виды молочных и молокосодержащих продуктов уже разрешила часть этих вопросов. Похожая сит уация и с масложировыми продуктами. Введение стандарта на спреды и топленые смеси, устанавливающего, кроме всего прочего, и точную терминологию, позволяет сегодня четко разграничивать эти столь разнообразные и многочисленные продукты, называя каждый из них своим именем, в соответствии с его составом и свойствами. Введенные в последнее время стандарты на кофе, рыбные и мясные изделия, соки, алкогольные напитки, питьевую воду, различные виды консервов, на термины и определения для многих видов пищевых продуктов, на методы их идентификации помогают сегодня выявлять на рынке фальсифицированную пищевую продукцию. Важно это для разрешения проблемы продовольственной безопасности? Безусловно! Вряд ли фальсифицированный продукт, не отвечающий нормам национального стандарта, может соответствовать достаточно жестким требованиям, например, по срокам хранения, при создании полноценного продовольственного резерва.

Но следует понимать, что введение стандартов ни в коей мере не является попыткой как-то ограничить производителя в создании новых видов продукции, освоении оригинальных рецептур и технологий. Ясно, что в рыночных условиях производитель вынужден искать новые, "нестандартные" решения для успешного развития своего бизнеса, выпуска конкурентоспособной продукции. Важно, чтобы все эти "новинки" нашли отражение в информации на упаковке продукта, в его классификации и названии. Производители любой продукции сегодня должны отчетливо понимать: у государства к ним два главных и обязательных требования. Это безопасность продукта и достоверная информация о нем. Товар, истинные свойства которого не соответствуют указанным на упаковке, - это обман не только конкретного, отдельного потребителя, но и государства, если речь идет о продовольственной безопасности или о другой, не менее важной федеральной программе. Этих примеров, я думаю, достаточно, чтобы представить роль современной стандартизации как необходимого элемента при решении различных государственных задач, в том числе при проведении закупок в госрезерв, и обеспечении продовольственной безопасности.

Важными элементами технического регулирования являются также подтверждение соответствия и государственный контроль (надзор). Согласно ФЗ "О техническом регулировании" при введении добровольных технических требований, направленных на повышение конкурентоспособности продукции, ответственность за соблюдение требований ложится на производителя. Решающим фактором подтверждения его компетентности может служить наличие сертифицированной системы менеджмента качества на соответствие требованиям международных стандартов ИСО 9000 и ИСО 14000 (Охрана окружающей среды), а также специализированных систем менеджмента качества.

Для пищевой продукции самой современной предупредительной системой, обеспечивающей ее качество и безопасность, является система, основанная на принципах ХАССП. На активно формирующемся в настоящее время глобальном рынке продать свою продукцию возможно, лишь выполнив некоторые обязательные условия, в сущности-то являющиеся добровольными. Таким условием на европейском рынке стало наличие сертифицированной системы ХАССП. В настоящее время с помощью специалистов "ТЕСТ - С.-Петербург" систему ХАССП сертифицировали порядка десяти предприятий Санкт-Петербурга, производящих разнообразную пищевую продукцию. В самое ближайшее время этот список пополнится - работу в этом направлении ведут еще ряд предприятий региона. Но эти скромные цифры, так же как и количество сертификатов на систему менеджмента качества на соответствие ИСО 9000 и ИСО 14000, которые имеют сегодня всего лишь около двух сотен российских предприятий, - конечно, капля в море, особенно в сравнении с развитыми индустриальными странами мира. И именно здесь, а также в эффективном использовании всех элементов технического регулирования мы видим залог успешного решения многих важнейших проблем в нашей стране, в том числе и проблемы продовольственной безопасности.

Записала Людмила Кириллова

Президент РФ Владимир Путин подписал федеральный закон  »
Юридические статьи »
Читайте также