Депутаты против рекламы пива

Депутаты Госдумы предприняли очередную попытку жестко ограничить рекламу пива. Эта инициатива грозит телеканалам потерей как минимум $120 млн, но эксперты уверены, что новые ограничения можно будет легко обойти.

На прошлой неделе два депутата-одномандатника из фракции “Единая Россия” Андрей Скоч и Зелимхан Муцоев направили на имя спикера Бориса Грызлова проект своих поправок в закон о рекламе. Законопроект распространяет ограничения, действующие для рекламы алкоголя и табака, на рекламу пива с содержанием спирта более 0,5%. Рекламировать безалкогольное пиво можно будет лишь при специальном указании на низкое содержание в нем спирта.

“Основная наша задача — защитить здоровье подрастающего поколения, ведь неконтролируемая реклама пива во многом ориентирована на подростков”, — объясняет Скоч. В подтверждение своих слов он приводит данные о том, что за последние годы потребление алкоголя детьми от 14 до 17 лет возросло вдвое. Правда, источник этой информации депутат указать затруднился.

Прежний состав Думы неоднократно пытался ограничить рекламу пива, но до третьего чтения дошли лишь депутатские поправки к закону о рекламе, которые приравнивали рекламу крепкого пива (с содержанием спирта более 8,6%) к алкогольным напиткам и предусматривали дополнительные ограничения на рекламу пива с содержанием спирта в 1,21-8,6%. Но по настоянию профильного комитета этот законопроект вернули в первое чтение.

Производители пива убеждены, что его реклама, наоборот, полезна. Представитель “Балтики”, потратившей в прошлом году на продвижение своей продукции около $30 млн, Алексей Кедрин говорит, что запрет на рекламу пива “приведет к ровно противоположному по сравнению с запланированным эффекту — конкурентная среда изменится в сторону потребления крепких напитков, прежде всего суррогатов”. По данным исполнительного директора Союза российских пивоваров Вячеслава Мамонтова, среди продающихся на рынке крепких напитков и так почти половина суррогатов, а отношение потребления пива и вина к ликероводочным изделиям в России в спиртовом эквиваленте составляет 1 к 3, в то время как в Европе — 1,5 к 1. “За счет рекламы пива мы можем привести нашу тяжелую наркологическую обстановку к европейской”, — уверен Мамонтов.

Рекламные агентства не хотят потерять богатых клиентов: по оценке “Видео Интернешнл”, в прошлом году на пивную отрасль пришлось около 9% всей телерекламы. С учетом данных Ассоциации коммуникационных агентств, которая оценила объем рекламы на российских телеканалах в 2003 г. в $1,4 млрд, затраты производителей пива на телерекламу составили около $126 млн.“. Депутаты, предлагающие такие законы , тысячам российских детей наливают денатурат в стаканы, — категоричен президент Ассоциации коммуникационных агентств России Владимир Евстафьев. — Ведь на деньги от рекламы пива телекомпании спонсируют производство детских программ и фильмов, которые ограждают подростков от влияния улицы”.

По мнению Евстафьева, “умные” рекламодатели найдут способ обойти любой запрет. “Вспомните истории с рекламой перца и воды с торговыми марками, идентичными водочным, — соглашается с ним сотрудник „Видео Интернешнл“. — Запрет на рекламу пива все пивовары обойдут, рекламируя его под видом безалкогольного”. А чиновник из Федеральной антимонопольной службы считает бесперспективной борьбу с такими уловками рекламодателей.

Председатель одного из экономических комитетов Госдумы и член фракции “Единая Россия” сомневается в том, что законопроект Скоча и Муцуева будет принят нижней палатой парламента в первозданном виде. Однако “серьезные ограничения на рекламу пива будут скоро введены в любом случае”, говорит он, потому что “общество все более нервно реагирует на нее”. За последний месяц региональные законодатели — Госсовет Чувашской республики, группы сенаторов, законодательные собрания Пензенской и Магаданской областей — внесли в Госдуму четыре законопроекта об ограничении рекламы пива. Скоч, впрочем, напоминает, что “пивное лобби неимоверно сильно в Думе”, поэтому оценивает вероятность прохождения своего законопроекта “как 50 на 50”.

Закон о рекламе запрещает рекламировать алкогольную продукцию на радио и телевидении (с 7 до 22 часов), в любых программах и статьях, ориентированных на несовершеннолетних, а также на первой и последней полосах газет и обложках журналов. В любой рекламе алкоголя запрещено демонстрировать его потребление, использовать актеров младше 35 лет и приводить высказывания людей, популярных у молодежи. Все эти ограничения не распространяются на пивную продукцию, которая не считается алкогольной.

Андрей Панов

«Смирновъ» теснит smirnoff"а  »
Юридические статьи »
Читайте также