"Флагман" снизил градус

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ - Производители крепкого алкоголя пытаются продвигать свои торговые марки через рекламу "безопасных" с точки зрения закона напитков. Компания РВВК, выпускающая водку "Флагман", начала рекламировать одноименный слабоалкогольный негазированный коктейль, хотя выпуск этого напитка еще даже не начался. Зато бутылку коктейля на рекламных плакатах легко перепутать с бутылкой водки.

Российская вино-водочная компания (РВВК) существует с 1993 г. Первый российский оптовый продавец алкоголя, начавший выпуск водки премиум-класса под собственной торговой маркой "Флагман" (1997 г. ). По данным агентства "Бизнес-Аналитика", в июле - августе 2002 г. "Флагман" занимал 4% рынка Москвы, 6% рынка Петербурга и более 3% рынка крупнейших российских городов. С начала 2002 г. доли увеличились в среднем на 1%. Годовой оборот РВВК - около $90 млн.

Закон "О производстве и обороте алкогольной продукции" запрещает рекламировать напитки крепче 13% где-либо, кроме мест их непосредственного производства и продажи. Поэтому алкогольным компаниям приходится идти на всяческие ухищрения, чтобы их рекламу все-таки увидел потребитель. Особенно изобретательными они становятся в конце года, когда приближается пик продаж крепкого алкоголя. В начале октября в Петербурге и других крупных городах России появились рекламные щиты, на которых изображена бутылка, напоминающая бутылку водки "Флагман". При ближайшем рассмотрении этикетки видно, что в этой бутылке находится слабоалкогольный (6% ) негазированный коктейль.

По словам представителя рекламного агентства "Постер", которое занималось размещением щитов, рекламная кампания слабоалкогольного "Флагмана" проводится в городах с населением свыше 1 млн человек, прежде всего в Москве и Петербурге. Кампания будет довольно заметной: в Петербурге, к примеру, расположено 35 щитов.

Представители компании РВВК отказались говорить о параметрах проекта и объемах выпуска слабоалкогольного коктейля. Известно лишь, что заказ на производство коктейлей РВВК разместит на подмосковном заводе холдинга "ОСТ" в поселке Черноголовка. (На заводе "ОСТ-Алко" сейчас выпускается и водка "Флагман". ) По словам оптовых торговцев алкоголем, пока коктейли "Флагман" в магазинах города не появлялись. "Это обычная практика, когда реклама товара появляется задолго до самого товара", - сказал один из сотрудников отдела маркетинга "ОСТ-Алко", отказавшись, однако, назвать дату вывода коктейлей на рынок.

Рекламный трюк РВВК нельзя назвать абсолютно новым. Раньше производители водки использовали для рекламы питьевую воду в водочных бутылках. С точки зрения закона "О рекламе" все было чисто. Первым в 1998 г. так начал рекламировать водку "Троя-Ультра" холдинг "Троярд". Затем замещающей рекламой воспользовался "Ливиз", выпустивший воду "Александр Сабадаш" и "Пятизвездная" с рекламным слоганом "За эту воду я отвечаю". Сейчас в Петербурге рекламируется вода "Матрица" и "Вальс-Бостон" (одноименную водку производит группа компаний "Веда-Система") , а также продукция завода "Ладога". А вот РВВК для продвижения водки выбрала коктейли. Максим Черниговский, директор департамента маркетинга компании "Евросервис", объясняет этот выбор спецификой маркетинговой политики РВВК. По его словам, компания никогда не выпускала питьевую воду, предпочитая продвигать сигареты и рестораны "Флагман". На рынке инициативу РВВК связывают с желанием не столько занять какие-то позиции на рынке слабоалкогольных коктейлей, сколько напомнить потребителям о водке "Флагман" перед пиковым предновогодним сезоном.

Сотрудники антимонопольного ведомства не усматривают нарушений в рекламе слабого алкоголя. Гораздо больше их волнует замещающая реклама, и в первую очередь питьевой воды под водочными брэндами. "Реклама воды под торговыми марками крепкого алкоголя располагается, как правило, на щитах вдоль дорог. Из машины трудно рассмотреть, что это - вода или водка. Так что тут есть перспектива , - говорит начальник отдела контроля за соблюдением законодательства о рекламе ТУ МАП по Санкт-Петербургу и Ленобласти Наталья Плошкина. - Кроме того, необходимо обратить внимание на то, что вода производится в ограниченных количествах и в магазины практически не поступает".

Максим Трапезников

Водочные акцизы: от добра добра не ищут  »
Юридические статьи »
Читайте также