Разный итог

Итоги уходящего года для телекоммуникационного рынка Петербурга контрастны. Наибольшие успехи - в корпоративном секторе фиксированной и мобильной связи, наименьшие - в массовом сегменте телефонии и Интернета

Ситуация в различных сегментах телекоммуникационного рынка Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона заметно различается. На перенасыщенном рынке мобильной связи обостряется конкуренция основных игроков. Тем не менее реального удешевления услуг для населения уже не происходит. В сфере фиксированной телефонной связи, наоборот, имеют место огромный неудовлетворенный спрос в массовом секторе и монопольное положение подконтрольного государству "Северо-Западного Телекома" ( СЗТ). Однако альтернативные операторы в уходящем году уже начали переходить от конкуренции по корпоративным клиентам на "телефонную" территорию госмонополиста.

Проволочный гигант

В этом году продолжались кадровые перестановки в "Северо-Западном Телекоме" - крупнейшей телекоммуникационной компании региона. За последние два года в СЗТ сменились четыре генеральных директора. Сергей Кузнецов, не прослужив на должности и года, ушел на повышение в материнский холдинг "Связьинвест". Очередная ротация топ-менеджмента СЗТ снова вызвала опасения участников фондового рынка. Несколько успокоил выбор нового гендиректора - Владимира Акулича, вся карьера которого прошла в питерских "телефонных" структурах. Акулич уже через месяц после своего назначения сообщил, что выручка СЗТ в этом году составит 17,5 млрд рублей - на треть больше показателей предыдущего года. По итогам 2004 года капитализация компании достигла 600 млн долларов.

Из всех межрегиональных компаний "Связьинвеста" "Северо-Западный Телеком" имел самую низкую ликвидность акций. Поэтому все усилия СЗТ в этом году были направлены на улучшение финансовых показателей и структурные изменения.

В октябре ММВБ перевела обыкновенные акции "Северо-Западного Телекома" из разряда низколиквидных в разряд ликвидных по итогам биржевых торгов в третьем квартале 2004 года. Прирост доходов компании произошел в основном за счет планового увеличения тарифов на местную связь. Так, в Петербурге ежемесячная плата за телефон с октября возросла со 130 до 170 рублей. Хотя выручка СЗТ в этом году больше, чем в предыдущем, однако и расходы превысили прошлогодний показатель.

Инвестиционную картину портило главное и одновременно самое убыточное подразделение СЗТ - "Петербургская телефонная сеть". В уходящем году руководство предприняло ряд кардинальных мер по внутренней реструктуризации и технической модернизации сети. Многолетняя задача номер один все та же - покончить с очередью на телефон, которая сейчас насчитывает около 62 тыс. человек.

На развитие городской сети было выделено 1,7 млрд рублей. На эти деньги в течение двух лет должны быть окончательно заменены оставшиеся декадно-шаговые телефонные станции, введены новые номерные емкости. Финансовые потери из-за огромного количества льготников необходимо минимизировать с нового года. С 1 января 2005 года, согласно Закону о монетизации льгот, все абоненты будут платить полную стоимость.

Проблемы с прокладкой линий в труднодоступные и малонаселенные районы надо решать при содействии бюджета Санкт-Петербурга. Согласно специальной программе, утвержденной правительством города, с очередью на телефон будет покончено к 2007 году, а с учетом объема новых заявок - к 2008-му.

Важным событием прошедшего года можно считать переход на новую организационную структуру ПТС - упразднение административных функций территориальных телефонных узлов. Теперь абонент, в какой бы операционный зал он ни обратился, сможет воспользоваться любыми услугами компании, независимо от местожительства. Техническая возможность для такого решения обеспечивается переходом на цифровые АТС.

Альтернативное предложение

Со своей стороны, коммерческие операторы в этом году начали активное вторжение в частный сектор телефонии. Наиболее эффектной сделкой в этом направлении можно считать покупку "ПетерСтаром" 80% акций ОАО "Псковская городская телефонная сеть" (ПГТС). Это была единственная в стране целиком частная городская телефонная сеть, не входящая в "Связьинвест". У "ПетерСтара" уже имеется солидный опыт по массовому обслуживанию абонентов в качестве основного телефонного оператора. По числу жителей Псков практически равен населению Васильевского острова, который "ПетерСтар" полностью "принял" от ПТС в 1997 году. ПГТС, кстати, не единственная региональная покупка "ПетерСтара". В этом году оператор приобрел 100% акций мурманского оператора "АСПОЛ-Диамант Мурманск". "Действуя за пределами "домашнего" рынка Санкт-Петербурга, мы намерены закрепить за собой статус одного из крупнейших фиксированных операторов Северо-Западного региона и тем самым обеспечить долговременное развитие предприятия", - утверждает генеральный директор "ПетерСтара" Виктор Кореш.

Во всех случаях подключения коммерческих операторов к обслуживанию частных телефонных абонентов основной доход они рассчитывают получать от развития дополнительных услуг - доступа в Интернет, IP-телефонии, цифрового телевидения и др. В Петербурге среди последних проектов такого рода самым массовым является программа "Линия 1" компании "Петербург Транзит Телеком" (ПТТ), имеющей собственную номерную емкость. Программа нацелена на новостройки - от типовых домов до элитных жилых комплексов.

В рамках эксперимента на телефонизацию жилых домов решился и "ЛАНК Телеком". В Приморском районе Петербурга уже подключено четыре дома, в пяти ведутся работы. Другие коммерческие операторы пока позволяют себе ставить на обслуживание только отдельные элитные дома.

"Телекомы" на продажу

Сам "ПетерСтар" очередной раз стал объектом пристального внимания крупных инвестиционных групп, желающих его приобрести. 29% его акций принадлежат холдингу "Телекоминвест", а 71% - американской MetroMedia, которая и выставила недавно свой пакет на продажу. Заявки на его приобретение подали АФК "Система" (в ее собственности в том числе МТС) и "Альфа-Групп", желающие выйти на рынок фиксированной связи Петербурга. Однако в ноябре совершенно неожиданно для них пакет MetroMedia приобрела в результате закрытого тендера люксембургская компания First National Holding (FNH) - дочернее предприятие одного из крупнейших банков Германии Commerzbank. Поскольку FNH владеет 58,9% акций "Телекоминвеста", можно говорить о том, что теперь весь "ПетерСтар" оказался в собственности этого петербургского холдинга.

Активное проникновение крупных московских групп на питерский рынок фиксированной связи не состоялось, хотя еще летом АФК "Система" открыто заявила о таком намерении. "ПетерСтар" упущен, но у "Системы" остается еще потенциальная возможность приобрести "Метроком", акционером которого являются ГУП "Петербургский метрополитен" и "Менатеп". "Метроком" получает основные доходы от трафика других коммерческих операторов по своим подземным коммуникациям.

Второй по величине после "ПетерСтара" коммерческий оператор Северо-Запада "Голден Телеком" среди главных событий года отмечает объединение петербургских филиалов "Совинтел" и "Коминком". Как сообщил коммерческий директор "Голден Телекома" в Санкт-Петербурге Александр Буйлов, петербургскому филиалу переданы полномочия по управлению бизнесом компании на всей территории Северо-Западного федерального округа.

Тарифы повышенной мобильности

Фиксированная телефонная связь в прошлом году по уровню проникновения сдала свои позиции связи сотовой. В конце 2003 года количество сотовых абонентов по России превысило число зарегистрированных обычных телефонов. Во многих пригородах Петербурга, Ленобласти и других регионах Северо-Запада мобильный телефон часто является единственным средством связи. В Петербурге сотовый рынок крайне насыщен (уровень проникновения около 70%). Новых абонентов операторы переманивают у конкурентов.

Ценовая конкуренция довела операторов до практически минимальной планки среднего месячного дохода с одного абонента (ARPU) - около 11-12 долларов. Дальнейшее реальное удешевление тарифов не представляется возможным. В таких условиях конкурентная борьба за массового клиента разворачивается в двух направлениях - введение новых дополнительных услуг и маркетинговых предложений с хитроумными тарифами, создающими иллюзию более дешевых.

Сообщения о новых заманчивых тарифах и об изменениях в старых сыпались на абонентов десятками. Основная задача маркетологов - не только привлечь клиента броским предложением, но и по возможности заставить его больше говорить по телефону.

Корпоративный рост

Повышать доходность в условиях насыщенного рынка сотовые операторы пытаются разными путями. Один из них - более активная работа с юридическими лицами, так называемыми корпоративными клиентами (в данном случае несколько телефонов в рамках отдельного соглашения регистрируются не на частное лицо, а на организацию). В этом году корпоративный рынок Петербурга был поделен между операторами следующим образом: "МегаФон" - около 70%, МТС - 20% и "Скайлинк" - 7%. Всего в пользовании бизнес-абонентов сейчас примерно 300 тыс. трубок.

Рынок этот быстро развивается и выглядит крайне привлекательно: корпоративный клиент приносит куда больший доход, чем частный, и зачастую более предсказуем и стабилен. При этом сотовики стараются охватить не только крупный и средний, но и мелкий бизнес. Так, "МегаФон" в июне этого года вывел на рынок сразу три корпоративных тарифа, ориентированных на разные сегменты бизнеса.

"Мы имеем дело с двумя тенденциями. Во-первых, действительно растет рынок бизнес-абонентов. Не могу говорить за других, но интерес к нашим корпоративным предложениям значительно увеличился. Рост базы клиентов за последний год составил более 40%. Во-вторых, насыщается рынок частных абонентов, и в этих условиях мы ищем новые источники дохода", - говорит директор по продажам Северо-Западного филиала ОАО "МегаФон" Леонид Хомутинников.

Включился в борьбу и "Би Лайн GSM". Он подписал договор с "Голден Телекомом" о предоставлении услуг фиксированно-мобильной связи (FMC) на базе "Совинтела". Данный сервис дает возможность организовать виртуальную учрежденческую телефонную сеть с единой нумерацией абонентских устройств, упрощается переадресация вызовов и оплата всех телефонных услуг. В Москве "Билайн" и "Совинтел" предлагают услугу FMC с 2001 года.

На точке замерзания

Несколько менее динамично развивался рынок массовых интернет-услуг. По числу пользователей Интернета Санкт-Петербург в 2004 году продолжал прочно удерживать второе место после Москвы - 11% от общего числа по России. Однако тарифы на массовый коммутируемый доступ не менялись уже много лет, замерев на отметке около 0,6-0,7 доллара в час. Снизить цену провайдеры уже не могут - аренда телефонных линий для их модемных пулов в таком случае становится нерентабельной. Повсеместно исчез безлимитный месячный тариф, уровень конкуренции на рынке коммутируемого доступа значительно снизился. Оставшиеся вторичные провайдеры продолжают активно поглощаться большими "телекомами". Так, "ПетерСтар" купил популярного в городе провайдера "КомСет".

К настоящему моменту "большие телекомы" лидируют на провайдерском рынке Петербурга. Первое место по числу пользователей и размерам модемных пулов занимает СЗТ с четвертью регионального рынка коммутируемого доступа. Используя биллинговую систему междугородней связи, компания предлагает популярную услугу "Интернет в кредит" с возможностью выйти в Сеть в любое время и последующей оплатой по квитанции. На втором месте с 18% городского dial-up следует провайдер "Веб Плас", входящий в холдинг "Телекоминвест". Далее идет "ПетерСтар", который после покупки "КомСета" получил 15% рынка.

Cкорость не пошла

Хуже всего развивался широкополосный доступ в Интернет по телефонной линии (ADSL). В Петербурге ADSL для домашних пользователей предлагает лишь "Веб Плас", который пользуется эксклюзивными правами на размещение необходимого оборудования на городских АТС. В этом году провайдер подтвердил слабую востребованность данной услуги. По ADSL-каналу подключено всего 2,5 тыс. клиентов, в то время как dial-up-пользователей в Петербурге более миллиона. Главную причину генеральный директор "Веб Пласа" Андрей Ширенко усматривает в отсутствии приложений, которые требуют скоростного доступа - сетевых ресурсов, предлагающих видео, музыку, онлайновые игры. Аналогичной позиции придерживается и новый руководитель СЗТ Владимир Акулич, который заявил, что СЗТ не будет развивать услуги ADSL по причине низкого спроса.

Несмотря на общий пессимизм, "Веб Плас" сдаваться не собирается. В качестве переломного определен наступающий 2005 год. Провайдер собирается развернуть ряд маркетинговых программ и подключить в следующем году 20 тыс. новых ADSL-абонентов. В расширение сети будет инвестировано несколько миллионов долларов. Кроме того, "Веб Плас" намерен принять участие в "контентных" проектах.

За примером создания необходимого контента ходить далеко не надо. Достаточно обратиться к местным, так называемым "домашним", или районным, сетям. Это еще один вид обеспечения широкополосного доступа в Интернет, который быстро набирает популярность в Санкт-Петербурге. Домашние сети - это локальные компьютерные сети с выделенным скоростным выходом в Интернет, объединяющие пользователей одного подъезда, дома или целого микрорайона.

Санкт-Петербург

Вячеслав Ансимов

Почта бросает вызов частным компаниям УФПС попытается встать на коммерческие рельсы  »
Юридические статьи »
Читайте также