Налог налогу рознь В последний год своей работы депутаты решили почаще радовать россиян

Народные избранники активно выступают за повышение минимальной зарплаты, снижение налогового бремени и самостоятельный выбор оплаты за услуги телефонной связи.

Вчерашнее заседание Госдумы уже с первых минут оказалось наэлектризованным до предела. Парламентарии, опасаясь нехватки времени для обсуждения всей повестки дня из 30 пунктов, после долгих дебатов решили отойти от привычных правил и в любом случае рассмотреть все законопроекты. Для этого им, правда, пришлось поработать лишние два часа. Но если принятие документа о повышении минимального размера оплаты труда (МРОТ) с 450 до 600 руб. с 1 октября 2003 г. без всяких сомнений прошло третье чтение (при этом сумма штрафов, привязанных к оплате труда, сохраняется на прежнем уровне — МРОТ равен 100 руб.), то обсуждение проекта закона "О связи" и четырех налоговых законопроектов было не столь гладким.

Парламентарии не один час уточняли детали по регулированию отношений собственности на средства и сети связи, требования и порядок лицензирования. В результате сошлись на том, что лицензии будут выдаваться телекоммуникационным компаниям по итогам конкурса или аукциона независимо от формы их собственности. Согласно новой редакции закона лицензии на вещание электронных СМИ, радиочастоты и спутниковую связь могут действовать от 3 до 25 лет.

Еще одно нововведение касается абонентской платы за телефон. Надо сказать, что к этому вопросу депутаты отнеслись более чем лояльно. В результате свобода действий по условиям оплаты предоставлена не местным властям, а самим гражданам. Законопроектом, принятым во втором чтении, предусмотрено, что с 1 января 2005 г. абонент-гражданин сможет самостоятельно выбирать, вносить ли ему ежемесячно абонентскую плату или перейти на "повременку" А вот льготникам, хотя они тоже обязаны теперь платить "по полной программе", предусмотрена "последующая компенсация". Это означает, что бюджетные органы, финансирующие льготы, должны возместить расходы гражданам, как говорится, задним числом.

Еще одно послабление для населения связано с уплатой налогов. Во-первых, парламентарии сошлись во мнении, что налоговый контроль за "крупными расходами физических лиц" должен быть отменен. Тем более, и это отмечал первый замминистра финансов Сергей Шаталов, если налоговики не в силах проконтролировать истинные расходы граждан на покупку автомобиля или квартиры. (К крупным покупкам также причисляется приобретение акций, государственных и муниципальных ценных бумаг, сертификатов, культурных ценностей и золота в слитках). Правда, следует отметить, что законопроект о налоговом контроле, утвержденный в первом чтении, вовсе не ограничивает права налоговых органов получать информацию о совершении гражданами сделок с имуществом. Эти сведения по-прежнему будут стекаться к налоговикам от органов, осуществляющих учет и регистрацию недвижимого имущества и транспортных средств.

Кроме того, депутаты благодаря инициативе зампреда думского комитета по бюджету и налогам Михаила Задорнова посчитали справедливым увеличить размер имущественного налогового вычета, на который каждый из нас имеет право при покупке квартиры или дома. С 2004 г. на эту налоговую "льготу" можно рассчитывать даже в том случае, если расходы на имущество составят 1 млн руб. (сейчас компенсируются лишь выплаты с суммы до 600 тысяч). Кстати, Оксана Дмитриева, зампред думского комитета по бюджету и налогам, заметила в интервью нашей газете, что планку по налоговым вычетам с учетом инфляции следовало бы поднять выше. Не случайно она предложила ко второму чтению этого законопроекта рассмотреть вопрос об индексации фиксированных сумм налоговых вычетов.

Еще один налоговый документ, принятый депутатами в первом чтении, касается изменения налогооблагаемой базы для АПК. Законопроектом предусматривается введение с 1 января 2004 г. единого сельхозналога (его ставка должна составить всего 6%). Но пока его применять смогут только сельхозпроизводители. Птицефермы и иные сельхозпереработчики в этот список не попали. Возможно, ко второму чтению аграриям удастся это изменить.

Пожалуй, "хитом" вчерашнего заседания Госдумы выглядел единый социальный налог (ЕСН), который правительство хочет снизить с 35,6 до 30% с 2005 г. При первом голосовании парламентарии, согласившись с мнением главы ПФ Михаила Зурабова о возможных дырах во внебюджетных фондах, отклонили этот законопроект. Но "неожиданно" Дума с подачи депутата Резника решила проголосовать заново. В чьи ворота забит гол, нетрудно догадаться — на высоте оказалось правительство.

Оксана Карпова

В проекте ФЗ "О Связи" гражданам предоставляется право самостоятельно выбирать абонентскую или повременную оплату услуг связи.  »
Юридические статьи »
Читайте также