Экспортный бензиновый капкан

С 1 августа пошлина для российских экспортеров нефти возрастет со 136 до 140 долларов за тонну. Вроде бы незначительно - на 3 процента. Но так как величина пошлины пересматривается (в этом году - только в сторону повышения) каждые два месяца, а котировки российского сырья Urals за январь - июль 2005 года выросли с 48 до 55 долларов за баррель (159 литров), расплачиваться за благоприятную мировую конъюнктуру приходится отечественным потребителям.

Литр бензина в Питере подорожал за последние три месяца почти на 10 процентов, и после новой ставки экспортной пошлины подорожает еще. Между прочим, Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) России, возглавляемое Германом Грефом, пообещало, что уровень инфляции в 2005 году не превысит те же 10 процентов. Бензин - это кровь экономики, рост цен на топливо разгоняет инфляцию, и вряд ли оправдается благополучный прогноз МЭРТ...

30 ЦЕНТОВ СТАЛИ МИФОМ

Аксиома "бензин в нефтеперерабатывающей стране не должен стоить дороже 30 центов за литр" в России стала анахронизмом еще два назад. Сегодня литр бензина самой популярной марки - Аи-92 - продается в Питере за 15,2 рубля - это более 50 центов. Невиданные мировые цены на сырье привели к тому, что нефтяные гиганты ("ЛУКОЙЛ", "Сургутнефтегаз", "ЮКОС", "Сибнефть" и ряд других) гонят на экспорт 60 и более процентов добычи. Правительство этому процессу не мешает, пополняя золотовалютные резервы и Стабилизационный фонд за счет высоких экспортных пошлин. К середине 2005 года размеры Стабфонда превысили 800 миллиардов рублей, а резервы Центробанка России - 150 миллиардов долларов.

В прошлом году российские нефтяники выкачали из недр 480 миллионов тонн "черного золота", и 300 миллионов ушло за рубеж. Внутренние же цены сравнялись с американскими и даже превзошли их. США свои техасские запасы берегут, потребляют ближневосточные углеводороды. Однако, когда осенью 2004 года литр бензина там стал продаваться за 50 центов, администрация Буша накануне выборов нашла способ снизить аппетиты торговцев.

У российских нефтяников свои резоны держать цены на внутреннем рынке высокими. Привычные сверхприбыли стало труднее получать из-за высоких пошлин на экспорт и нового налога на добычу полезных ископаемых. Вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) и их НПЗ повышают оптовые цены на топливо первого числа каждого месяца, а иногда и чаще. Президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин отметил: "Июльский рост оптовых цен на региональном рынке оказался заметным - на 300-600 рублей за тонну в зависимости от вида топлива. Реакция розницы, как правило, происходит через две недели, и к середине июля операторы повысили цены на бензоколонках на 20-30 копеек за литр. По процентам это меньше, чем в опте, так как в Петербурге пока сильна конкуренция розничных продавцов нефтепродуктов".

Ориентация ВИНК на экспорт ведет к дестабилизации внутреннего рынка. На региональном рынке наблюдается нехватка всех видов топлива, и только ведущие операторы обеспечивают его бесперебойный привоз. Кроме того, на оптовом рынке нефтяного Питера продается только 30 процентов безакцизного бензина, а 70 процентов прибывает в мегаполис с налогом, уплаченным где-нибудь в Ухте на местном НПЗ. Так как правила игры на топливном рынке Питера предусматривают уплату акцизов в местный бюджет (в прошлом году розничные сети заплатили свыше 1,7 миллиарда рублей), нефтепродукты обречены на подорожание.

СПЕКУЛЯТИВНЫЕ МАРШРУТКИ

Цены за проезд в коммерческом общественном транспорте в нашем городе в этом году растут столь же стремительно, как и бензиновые. Владельцы сетей все сваливают на нефтяников и возросшие расходы на топливо. Однако специалисты отмечают, что доля бензина в себестоимости перевозок (амортизация, зарплата водителя и т. п.) не превышает 40 процентов. Реальные расходы маршрутных сетей после 10-процентного подорожания цен на топливо увеличились, таким образом, на 4 процента. На практике же "маршрутчики" подняли плату за проезд адекватно росту цен на топливо, что можно назвать спекуляцией на бензиновой теме.

Предприимчивые торговцы списывают на транспортные расходы повышение цен в своих прейскурантах на все - от овощей до мяса. Но следует признать: перманентное повышение цен на бензоколонках раскручивает спираль инфляции. И заставляет многих автолюбителей пересаживаться на общественный транспорт.

Какая цена на топливо отобьет у вас желание заправляться?

Арво Руотсалайнен, президент компании Neste St. Petersburg:

- О себе говорить не буду, но некоторых клиентов Neste отпугнет цена свыше 20 рублей за литр 95-го бензина.

Андрей Григоровский, заместитель коммерческого директора компании "Фаэтон":

- Цена "отсечки" для среднего класса автолюбителей, которых в Питере 60 процентов, - 16-17 рублей за литр 92-го бензина и 19-20 рублей - за литр Aи-95.

Михаил Полковников, генеральный директор ЗАО "Лакокрасочный завод "Эмлак":

- Розничные цены на топливо - это верхушка айсберга. Нефть - базисное сырье для пластмассы, растворителей и других химических продуктов. Из-за высоких внутренних цен мне, как коммерсанту, приходится закупать ингредиенты для красок в Германии и других странах. Плачу "дяде" вместо того, чтобы поддерживать отечественного производителя.

Владимир Гладухов, служащий компании "Типек":

- За последние 10 лет я привык, что цена литра не превышает 30, ну 35 центов. Сегодня плачу более 50 центов и в "пробковый" центр стараюсь не ездить. Накинут еще пару рублей за литр - окончательно пересяду на метро.

РОЗНИЧНЫЕ ЦЕНЫ (РУБ./ЛИТР) НА НЕФТЕПРОДУКТЫ В ПЕТЕРБУРГЕ НА 20 ИЮЛЯ 2005 ГОДА

Вид топлива минимальная максимальная средняя А-76 11,8 13,6 12,6 Аи-92 14,2 16,2 15,1 Aи-95 15,3 18,7 16,4 ДТ 13,4 13,7 13,6

(Данные сайта Aи-92)

Сергей ТАЧАЕВ

Без бутылки не разберешься "Союзплодоимпорт" пытается отсудить водочную Европу у s.p.i.  »
Юридические статьи »
Читайте также