Война лоткам Начинается облава на видеопиратов. Очередная

На днях первый замминистра печати Михаил Сеславинский обратился к главе Минэкономразвития Герману Грефу с просьбой дать поручение территориальным подразделениям Госторгинспекции решительно пресекать торговлю аудио- и видеопродукцией, на которой отсутствует название лицензиата и номер его лицензии.

Минувшей осенью Минпечати приступило к лицензированию деятельности предприятий, выпускающих аудиовизуальную продукцию. Утвержденное правительством незадолго до того положение обязывает лицензиата, во-первых, требовать с заказчика документы, подтверждающие наличие у него авторских и смежных прав. А во-вторых, указывать на кассетах или компакт-дисках номер лицензии. Предполагается, что это даст возможность контролировать производителей и тиражи: как правило, заводы успешно совмещают выпуск как легальной, так и нелегальной продукции, а также игнорируют тот факт, что договор на приобретение авторских прав подразумевает строго оговоренное количество копий. Заводам это не понравилось: несколько самых крупных производителей компакт-дисков даже пытались оспорить положение в Верховном суде. Правда, потом передумали и отозвали иск: тут как раз Михаил Касьянов с подачи американского посла в Москве Александра Вершбоу объявил войну лоткам с контрафактом (и даже возглавил соответствующую комиссию). Столь откровенное сопротивление политике государства было бы неразумным.

Тем не менее большинство лицензиатов пока не торопится выполнять новые требования, констатируют в Минпечати. По данным проверок, а с сентября прошлого года здесь успели проверить примерно пятую часть обладателей лицензий, 11 предприятиям были направлены предписания об устранении нарушений. Действие двух лицензий вообще приостановили. В одной из таких проверок принял участие корреспондент "Времени МН".

Немногочисленной, но представительной комиссии (с нами представители Минпечати, Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД и Российской антипиратской ассоциации) пришлось поплутать по довольно грязным коридорам олимпийского велотрека "Крылатское", прежде чем попасть в помещение одного из заводов, выдающих на-гора видеопродукцию. Впрочем, завод — это громко сказано: три комнаты-подсобки, заставленные ящиками с кассетами. Те же кассеты — традиционный ассортимент уличных лотков от мультфильмов до "ужастиков" — возвышаются штабелями на полках. И согласное гудение 200 работающих видеомагнитофонов.

Владимир Соин, представившийся заведующим студией ООО "ГрантРПрим", начинает звонить начальству: никаких документов, подтверждающих права на изготовление копий, на месте нет. Достаточно беглого взгляда на кассеты, чтобы обнаружить еще одно нарушение: номер лицензии на них отсутствует. Пока представитель МВД сосредоточенно изучает содержимое полок с кассетами, заведующий студией пытается убедить нас, что это чуть ли позапрошлогодние запасы, которые не удалось реализовать: мол, торговля видеокассетами практически сошла на нет. Никто не заказывает крупные партии: кассеты берут "под реализацию" и в небольших количествах. Формат DVD скоро окончательно завоюет рынок: а что вы хотели — сегодня на оптовом рынке диск стоит всего два доллара. Если магнитофон воспроизводит запись в режиме реального времени, то диски DVD штампуют, как горячие пирожки... Проверяющие только пожимают плечами: на "лежалых" кассетах явно отсутствуют следы многолетней пыли.

Большинство экспертов склоняется к тому, что эффективно бороться с пиратством не позволяет прежде всего действующее законодательство: закон "Об авторском праве" крайне противоречив, а "карательные" меры просто не стыкуются с правоприменительной практикой.

— Например, та же "антипиратская" 146-я статья УК предусматривает уголовную ответственность в случае, если правообладателю наносится крупный ущерб, резюмирует начальник управления средств массовой коммуникации Минпечати Петр Поройков. — Но не определяет его размеры. В результате суды действуют по аналогии с другими статьями УК. Фактически это означает, что одномоментно должен быть зафиксирован факт незаконного изготовления достаточно большого объема аудио- или видеопродукции. Это довольно сложно сделать: многие изготовители работают "с колес".

Даст ли результат попытка вывести контроль за лицензиатами на уровень розницы, неизвестно: уличным торговцам всяческие рейды давно не в новинку, и рискуют они разве что несколькими десятками дисков или кассет.

Анастасия Корня

Мышеловка для аграриев Весной мясо подорожает на четверть  »
Юридические статьи »
Читайте также