Водку перестали маскировать под воду Пока только в Нижнем Новгороде

МАП, кажется, нашел управу на производителей водки, которые рекламируют ее под видом минеральной воды. Нижегородское управление министерства добилось от винно-водочного завода "Сормовский" прекращения трансляций ролика с рекламой "минеральной воды" "Сормовская". А основанием послужил опрос потребителей, большинство которых однозначно восприняли ролик как рекламу водки. По мнению экспертов, эта технология может оказаться эффективным средством в борьбе с псевдорекламой.

Реклама алкоголя крепче 15% ограничена сразу двумя законами - "О рекламе" и "О производстве и обороте алкогольной продукции". Однако производители спиртного нашли выход. В 2002 г. алкогольные компании одна за другой стали объявлять о выпуске минеральной воды или слабоалкогольных коктейлей, названиями и тарой почти неотличимых от выпускаемой ими водки. А уже эти "безобидные" напитки активно рекламировались на щитах и даже на телевидении.

До сих пор МАП не мог найти этому противоядия. Однако недавно ВВЗ "Сормовский" прекратил попытки воспользоваться опытом коллег и продвинуть одноименный водочный брэнд под видом воды.

Рекламная кампания началась прошлой осенью. Тогда по местным телеканалам и в региональном эфире федеральных телеканалов начал транслироваться видеоролик с участием известного актера Алексея Булдакова (генерал из фильмов об особенностях национальной охоты, рыбалки и пр. ) , в котором рекламировалась вода "Сормовская" в характерной водочной бутылке. Булдаков пил ее из бокала, приговаривая: "Хорошо пошла! " и "Сормовская" - это ж просто праздник какой-то! ".

Этот ролик и стал причиной разбирательства завода с антимонопольными органами. В ноябре 2002 г. Нижегородское теруправление (НТУ) МАПа возбудило дело по признакам нарушения ст. 33 закона "О рекламе", запрещающей рекламу алкоголя и табака в телепрограммах. Специалисты НТУ посчитали, что под видом питьевой воды рекламируется водка. По словам консультанта НТУ Ольги Швецовой, в ходе рассмотрения дела антимонопольные органы и завод организовали по две экспертизы спорного ролика. Первые три посчитали, что его можно воспринимать как рекламу и водки, и воды, и лишь заключение последней, с участием специалистов Нижегородской юридической академии МВД, стало основанием для признания рекламы ненадлежащей. По словам Швецовой, одним из главных аргументов стал опрос слушателей юракадемии: из 162 лишь один сказал, что воспринимает ролик как рекламу воды.

Завод прекратил демонстрировать спорную рекламу, и 13 февраля НТУ МАП прекратило дело. Штрафы с завода и телеканала было решено не взыскивать. По словам помощника гендиректора ВВЗ "Сормовский" Вячеслава Кондратьева, завод не стал продлевать истекшие 3 февраля договоры с телекомпаниями о трансляции ролика, но не из-за возбужденного МАПом дела, а из-за того, что "не все телезрители поняли, что рекламируется вода, а не водка". Он не исключил, что решение НТУ МАП будет опротестовано.

Эксперты не уверены, что события в Нижнем можно считать победой МАПа, но выбранную теруправлением тактику борьбы считают правильной. "Трудно оценить, насколько действия МАПа реально помешали рекламной кампании этой водки, поскольку воздействие на умы зависит не столько от длительности кампании, сколько от ее интенсивности, - говорит креативный директор "РАВИ - Видео Интернешнл" Иван Чимбуров. - Однако проведение опросов потребителей - наиболее эффективный способ борьбы с такой мимикрией. Ведь всем на самом деле понятно, что рекламируется именно водка, и опрос это наглядно демонстрирует".

Начальник управления контроля рекламной деятельности МАП России Сергей Котов не торопится праздновать победу. "Пока еще рано говорить об этом, мы не видели всех документов, и пока неясно, какая будет судебная практика", - сказал он "Ведомостям", пообещав тщательно изучить опыт нижегородцев и, если он окажется успешным, рекомендовать его к применению по всей стране.

Зато в Петербургском теруправлении МАПа очень рады успеху коллег. По словам руководителя ТУ МАП Санкт-Петербурга Наталии Плошкиной, ситуация в Нижнем Новгороде может стать прецедентом: "Это хорошее начало. Молодцы, что используют экспертизу, мы тоже пойдем по этому пути". Сейчас питерское ТУ МАП борется с компанией "Веда", которая производит водку "Вальс Бостон" и минералку "Вальс Бостон", а последнюю активно рекламирует.

Впрочем, производители водки не унывают и намерены и впредь так или иначе рекламировать свой товар. "Запретят это - еще что-нибудь придумаем", - говорит Герман Климовский, вице-президент Русской вино-водочной компании, которая производит водку "Флагман" и одноименный слабоалкогольный коктейль. Татьяна Морозова, заместитель директора по юридическим вопросам компании "Веда", уверена, что реклама ее фирмы не нарушает закон, и обещает судиться, если МАП вынесет решение не в пользу ее компании.

Екатерина Чичурина Максим Трапезников Роман Кутузов

МАП выиграл у журналистов.  »
Юридические статьи »
Читайте также