Почем будем ездить?

С 1 января 2003 г. акцизы на бензин и моторные масла возрастут на 45%. В преддверии этого события множество персон соревнуется в прогнозах, насколько они станут дороже.

Кроме увеличения акциза, бензиновый рынок ожидает существенный передел. Дело в том, что с 1 января вступает в силу ряд изменений в Налоговом кодексе (НК). Они предусматривают, в частности, новый порядок выдачи налоговых свидетельств. Теперь их будут выдавать лишь реальным собственникам нефтебаз и бензоколонок. В Министерстве по налогам и сборам (МНС) считают, что тем самым будут "прорежены" посредники, кто "купил две бумажки: договор аренды и договор оптовой поставки".

По мнению вице-президента Московской топливной ассоциации (МТА) Евгения Аркуши, новый НК в части взимания акцизов на бензин не только неработоспособен, но и носит антигосударственный характер. Потому что от него пострадает вся Россия. Аркуша предположил, что если в НК не будут внесены необходимые для его работоспособности изменения, то большинству операторов бензинового рынка придется обходиться без налоговых свидетельств. Для вице-президента МТА эта коллизия тоже актуальна: ведь он является совладельцем сети АЗС "Гранд", часть которых находится в собственности, а часть — арендуется. В отсутствие новых документов у операторов нефтебаз и бензоколонок акциз придется выплачивать по старой схеме — нефтеперерабатывающим заводам. По данным налоговых органов, из 10 тыс. операторов лишь четыре сотни обратились к ним за получением соответствующих свидетельств.

Как известно, новый НК был призван распределить уплату акцизов на нефтепродукты равномерно по России после отмены дорожного налога. То есть взимать их не с 28 НПЗ (которые находятся далеко не во всех субъектах РФ), а с 30 тыс. АЗС, разбросанных по всей стране. Сейчас в Госдуме находятся очередные поправки к НК, призванные сделать его хотя бы минимально работоспособным. Возможно, эти поправки вступят в силу в феврале — марте 2003 г.

Пока же удорожание акциза с 1 января (по Аи-92 — с 2,1 тыс. до 3 тыс. руб. за тонну) не должно оказать существенного влияния на стоимость бензина. Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Жуков готов держать пари, что никаких 20 рублей за литр Аи-92 не будет.

Аркуша тоже "держит пари", что повышение цен в январе составит не более чем 1-1,5 руб. По его мнению, бензиновый рынок в России сейчас переполнен топливом, которое владельцам АЗС приходится продавать сравнительно дешево. Правда, с 1 января открываются "законодательные шлюзы" для экспорта бензина. Таможенная пошлина на нефтепродукты больше не будет устанавливаться правительством, а составит 90% от уже определяемой законом пошлины на вывоз нефти. Тогда состояние российского бензинового рынка станет зависеть от колебания мировых цен на нефть: например, при их скачке во время войны в Ираке он может оскудеть (цены пойдут вверх), а после установления послушного США режима в этой нефтедобывающей стране — затовариться (цены упадут).

Михаил Классон

Госдума продлила до 1 января 2005г. действие 10-процентной ставки НДС при реализации работ и услуг по производству и распространению книжной продукции.  »
Юридические статьи »
Читайте также