МАП и телевидение сошлись в поединке

Министерство по антимонопольной политике РФ возбудило производство по делу по признакам нарушения п. 2 ст. 33 Ф3 "О рекламе" в отношении ОАО "Телекомпания НТВ" и ОАО "Первый канал".

Конфликт разгорелся после того, как специалисты Министерства по антимонопольной политике посчитали, что телевизионщики намеренно рекламируют алкогольную продукцию компании Nemiroff во время трансляций боксерских поединков. В руководстве телекомпаний убеждены, что правда на их стороне.

Позиция ясна

Статья, на которую ссылаются юристы министерства, гласит, что реклама алкогольных напитков, табака и табачных изделий в телепрограммах с 1 января 1996 года не допускается (редакция Закона от 18.06.01 №76-Ф3).

Точку зрения министерства корреспонденту "ДП" высказал Сергей Котов, начальник управления контроля рекламной деятельности и защиты от недобросовестной конкуренции.

"Наше ведомство действует строго в соответствии с требованиями Закона "О рекламе". Товарный знак Nemiroff зарегистрирован в том числе и на алкогольную продукцию. В рекламе нет указания на какой-то другой товар, который выпускает данная компания. Из чего следует, что телевидение рекламировало алкогольную продукцию", -- полагает он.

Чиновники МАП настаивают, что большинству людей бренд Nemiroff знаком прежде всего по водке, поскольку она усиленно рекламируется в печатных средствах массовой информации.

По словам Сергея Котова, специальная комиссия, которая будет создана приказом главы ведомства по антимонопольной политике, определит степень вины каналов и вынесет тот или иной вид наказания.

Вины нет

ОАО "Первый канал" и ОАО "Телекомпания НТВ" не собираются вырабатывать общую защитную стратегию. Об этом "ДП" сообщил Игорь Буренков, директор общественных связей "Первого канала".

По его словам, это разные хозяйствующие субъекты и у них отдельные друг от друга взгляды на возникшую проблему. "Мы заявляем, что рекламировали конкретный вид продукции компании Nemiroff -- маринованый сладкий перец. Более того, в заставках на это есть четкое указание. А предположения МАП даже обсуждать не хочется", -- заявил Игорь Буренков.

Руководство "Первого канала" возмущено действиями министерства, которое вынесло конфликт на страницы СМИ, не потрудившись для начала прислать уведомление, где были бы сформулированы претензии. Это, по мнению Игоря Буренкова, указывает на пиаровские методы работы антимонопольного ведомства.

В "Телекомпании НТВ" пока не знают, в чем суть претензий министерства. "Никаких официальных бумаг мы не получали, -- говорит Артем Воскобойников, руководитель юридического отдела НТВ. -- Всю информацию черпаем из СМИ".

Однако позицию телекомпании он озвучил: "Надо исходить из того, что было на экране, а не руководствоваться тем, что там кто-то мог себе навообразить после просмотра ролика Nemiroff. Посмотрим, каким будет решение МАП. Возможно, нам придется оспаривать его в суде".

Руководитель Союза журналистов Петербурга Владимир Угрюмов полагает, что министерству, прежде чем предъявлять претензии к каналам, нужно было внести изменения в законодательство, поскольку этот случай не первый, когда возникают вопросы, что рекламируется бренд или крепкий алкогольный напиток.

"Некоторое время назад в Петербурге был аналогичный прецедент, когда компания рекламировала слабый алкогольный коктейль, а ее обвинили в том, что она рекламирует водку, так как большинство потребителей знают ее именно по этому продукту. Но компании удалось доказать, что это не так", -- подчеркнул Владимир Угрюмов.

Комментарий

Владислав Галушко, адвокат Санкт- Петербургской Городской коллегии адвокатов: "Полагаю, что разрешить спор между МАП России, ОАО "Телекомпания НТВ" и ОАО "Первый канал" и вынести действительно правомерное и справедливое решение по этому спору суду без привлечения специалистов-экспертов будет достаточно проблематично. Дело в том, что данный спор затрагивает ряд моментов, не урегулированных законодательно и, следовательно, требующих специальных знаний и проведения ряда экспертиз.

С одной стороны, свидетельством о регистрации товарного знака Nemiroff предусмотрена возможность выпуска не только крепких алкогольных напитков (с содержанием алкоголя свыше 15% от объема готового продукта), но и другой продукции, которую компания Nemiroff также производит.

С другой стороны, большинство известных торговых знаков известны потребителю именно благодаря какой-то определенной продукции. Так, например, торговый знак "Мерседес" вряд ли будет ассоциироваться у потребителя с чем-то, кроме автомобиля, что бы эта компания ни стала производить. В связи с этим возникает ряд вопросов: реализует ли компания Nemiroff на территории РФ какую-либо иную (кроме крепких алкогольных напитков) продукцию, и известна ли такая продукция потребителю, на которого, собственно, и рассчитана реклама? Что конкретно рекламирует рекламный ролик: торговый знак или продукт, и если продукт, то какой именно? Насколько в сознании потребителей торговый знак Nemiroff ассоциируется именно с крепкими алкогольными напитками?

Если распространителям рекламы (НТВ и "Первому каналу") удастся доказать, что в рекламе идет речь именно о торговом знаке, а не о совершенно определенном продукте, а также, что торговый знак Nemiroff не имеет в сознании российского потребителя стойкой ассоциации с крепкими алкогольными напитками, то претензии МАП РФ окажутся необоснованными. Если же нет, то претензии МАП можно будет считать правомерными. В последнем случае виновной стороне грозят различные санкции -- от предупреждения до наложения достаточно крупного штрафа.

Максим Баранов

Табачники готовы увеличить объемы, но рынок против  »
Юридические статьи »
Читайте также