Чубайс победил в Москве В Петербурге ликования не слышно

В середине прошлой недели Совет Федерации принял ключевые законы, разработанные по инициативе РАО «ЕЭС России». Они позволят начать полномасштабную реорганизацию всей электроэнергетической отрасли страны. Реформа коснется и петербургского монополиста — ОАО «Ленэнерго». Однако в этой компании пока не комментируют принятые законы, так как планы ее реорганизации еще не утверждены. Тем более что точка в первом акте противостояния Ленэнерго и ЗАО «Санкт-Петербургские электрические сети» — 100-процентного городского предприятия — была поставлена лишь неделю назад.

Акционерные общества заключили соглашение о разделении функции по снабжению электроэнергией предприятий Пулковской промышленной зоны. Однако, судя по различиям в комментариях сторон этого соглашения, оно не станет финалом пьесы о том, как ссорятся крупнейший производитель электроэнергии региона и городская администрация. Причем происходит это накануне начала реформы всей электроэнергетической отрасли.

После длительных дебатов верхняя палата парламента одобрила пакет законов, необходимых для реформы электроэнергетической отрасли в России. (Основой для нее стала реформа в Северной Европе, позволившая снизить цены на электроэнергию в два раза и более.) Правда, пока пакет дорабатывался в думских коридорах и согласительных комиссиях, он кардинально изменился по сравнению с первоначальным вариантом, предложенным энергетиками. В частности, из него, по мнению генерального директора Северо-Западного представительства РАО ЕЭС Петра Безукладникова, исчезло самое главное — модель энергетического рынка. Теперь она будет формироваться с помощью подзаконных актов — правительственных решений. В результате теперь невозможно предсказать, как изменятся тарифы на электроэнергию уже через два-три года. Во многом это будет зависеть от цен на газ. Если они будут зафиксированы, электроэнергия будет некоторое время даже дешевле, чем теперь. Еще один фактор, влияющий на тарифы энергетиков, — годовое количество осадков. Если год был безводным, то самая дешевая электроэнергия, вырабатываемая на гидроэлектростанциях, в условиях рынка подорожает.

Однако крупным камнем преткновения на пути реформирования отрасли в нашем регионе стали противоречия между интересами собственно энергокомпаний: РАО «ЕЭС России» и его дочернего предприятия Ленэнерго с одной стороны и администрацией Петербурга — с другой.

В сетях раздора

Началось все с создания городской администрацией ЗАО «Санкт-Петербургские электрические сети» (СПб ЭС), 100% акций которого принадлежат городу. В уставный капитал этой фирме была передана часть энергетического хозяйства Пулковской промышленной зоны. Она стала городской собственностью по условиям инвестиционных договоров с компаниями, получившими пятна под постройку здесь дочерних предприятий. Это такие международные гиганты, как «Жиллет», «Кока-Кола», «Ригли» и другие. В результате СПб ЭС превратились в одного из перепродавцов, закупающих электроэнергию у Ленэнерго и продающих конечным потребителям.

Скандал разгорелся весной 2001 года, когда представители «Электросетей» попытались войти в права владения находящимися в этой зоне двумя подстанциями, которые ранее обслуживали специалисты Ленэнерго. Обе стороны считали себя полноправными владельцами спорных подстанций, что и привело к многочисленным судебным тяжбам. На это накладывалось отсутствие правового урегулирования процесса продажи электроэнергии «Электросетям» со стороны Ленэнерго. То есть Региональная энергетическая комиссия (РЭК) обязала последнее продавать «Сетям» энергию по ценам ниже 45% от базовых тарифов. Но городской монополист долго противился заключению договоров с СПб ЭС. Наконец на прошлой неделе спор по этому пункту был завершен и соглашение подписано. Как трактует его пресс-служба Ленэнерго, «Санкт-Петербургские электрические сети» получили право транспортировки электроэнергии к предприятиям Пулковской промышленной зоны. Причем именно только к ним. А юридически продавцом электроэнергии по-прежнему остается Ленэнерго. Сделано это было для того, чтобы уменьшить количество перепродавцов электроэнергии в городе с целью защиты интересов потребителей.

Аналогичными доводами руководствуются в СПб ЭС, утверждая через свою пресс-службу, что речь идет об узаконивании «Сетей» именно как перепродавца, владеющего собственным энергетическим хозяйством. Более того, компания намерена заключить аналогичное соглашение с Ленэнерго и по ряду других спорных объектов. Так обе стороны готовятся к началу реформы энергетики в городе.

Два конца трубы

Стоит отметить, что все планы реструктуризации РАО ЕЭС содержат требование о согласовании планов по реформе местных АО-энерго с региональными властями. Однако отношения самого РАО и администрации Петербурга тоже далеко не безоблачны. Основной проблемой региона, как считает Петр Безукладников, остается строительство последнего блока Северо-Западной ТЭЦ (СЗ ТЭЦ) и проведение специальной трассы от нее к северным районам города, в частности Приморскому. СЗ ТЭЦ, построенная на средства и находящаяся в собственности РАО ЕЭС, пока только экспортирует электроэнергию. В то время как первоначально предполагалось, что она после запуска будет поставлять дешевое тепло в Приморский район.

Дело в том, что на ТЭЦ теплоэнергия является побочным продуктом, а значит, его стоимость должна быть достаточно низкой для потребителей. По оценке специалистов самой станции, на 70% ниже вырабатываемой в котельных. Проблема лишь в том, чтобы подать это тепло в Приморский район, для чего необходимо провести теплопровод. Тогда ТЭЦ станет устойчиво рентабельной.

Но, по словам Безукладникова, городские власти предпочитают вместо теплотрассы строить для отопления района новые котельные. В результате станция ежемесячно теряет около 1 млрд руб. потенциальной прибыли, выбрасывая тепло буквально в воздух. Более того, несмотря на договоренность между РАО и властями Петербурга, планы развития территории на ближайшие годы не содержат пункта о строительстве теплопровода от ТЭЦ. В то же время ТЭЦ еще не выплатила долги в несколько десятков миллионов долларов поставщикам оборудования. РАО ЕЭС готово вложить средства в постройку тепломагистрали, но только в случае если город станет оплачивать определенное количество тепла, которое будет получать от ТЭЦ несколько ближайших лет. Пока такая договоренность не достигнута, хотя стоимость прокладки трассы не превышает $30 млн, а срок реализации проекта составляет около года.

У ТЭК СПб иной взгляд на строительство трассы. Как пояснили специалисты этой организации, первоначальные планы строительства СЗ ТЭЦ относятся к 1987 году, и они действительно предусматривали прокладку теплопровода, который должен был снабжать растущие жилые и промышленные зоны Приморского района. Но создание ТЭЦ из-за недостатка средств у РАО началось лишь в 1994 году, а потребность в теплоэнергии тем временем в Приморском районе нарастала. В результате городские власти решили строить дополнительные газовые котельные, работающие по новейшим технологиям, позволяющим повысить КПД до 70—80%. И сейчас в районе образована уникальная система котельных, которые в ближайшее время с помощью перемычек будут зациклены между собой. Сегодня после достройки приморской котельной с КПД 90% тепла в районе вполне достаточно.

Ну а для решения главного вопроса — строительства тепломагистрали, как считают специалисты ТЭК СПб, необходимо вести конкретные переговоры о том, по какой цене и в каком объеме тепло будет закупаться у Северо-Западной ТЭЦ. Пока же существует фактически рамочный договор трехлетней давности между РАО ЕЭС и петербургской администрацией. И хотя технически возможность подключения ТЭЦ к системе теплоснабжения Приморского района вполне реальна, необходимы дальнейшие переговоры по конкретизации экономических параметров и условий осуществления строительства теплопровода.

Противоречия городской администрации с энергетиками, кроме экономической, имеют, вероятно, еще и политическую подоплеку. Но в любом случае эти проблемы могут существенно затруднить процесс создания энергетического рынка на Северо-Западе России.

ПАН попал под Кошмана  »
Юридические статьи »
Читайте также