За фасадом «Морского фасада»: Интересы жителей не учитываются

Крупные городские проекты, способные в какой-то степени изменить лицо мегаполиса, как правило, имеют не только своих сторонников, но и противников, с недоверием относящихся ко всему новому. Вот и вокруг планов строительства морского пассажирского порта в западной части Васильевского острова уже несколько месяцев не утихают страсти. Активно против проекта выступают жители этой части Васильевского острова, по мнению которых стройка негативно повлияет на их среду обитания. Для объективности мы решили предоставить страницы как противникам, так и защитникам проекта, чтобы наши читатели смогли сформировать собственное мнение.

В принятом в первом чтении новом Генеральном плане развития Санкт-Петербурга до 2025 года предусмотрено строительство на западной оконечности Васильевского острова морского пассажирского терминала и «намывка» вокруг него 450 гектаров новых территорий под жилые кварталы.

Сторонники проекта заявляют, что он крайне необходим для развития Петербурга и превращения его в современный туристический и торговый центр Северо-Запада России, а вложенные средства обязательно окупятся.

Противники говорят о многочисленных опасностях, которые подстерегают на пути его реализации.

Нам говорят, что морской туризм становится все более популярным во всем мире, но у города нет возможности принимать крупные пассажирские суда. Построим порт — и поплывет к нам, как заявляют в компании «Морской фасад», по 1,2 миллиона туристов в год, оставляя сотни миллионов долларов в северной столице…

«Маниловщина, — усмехаются скептики. — К нам не едут и не плывут не потому, что у нас нет современного терминала, а совсем по другим причинам: едва ли не самый затрудненный в мире визовый режим, малое число мест в сравнительно недорогих гостиницах, завышенные цены туроператоров, очереди в музеях, отсутствие «развлекательной» инфраструктуры, в том числе для детей, малое число пешеходных зон, отсутствие гарантий безопасности, очень мало указателей на английском языке, дефицит общественных туалетов, плохое состояние окружающей среды… В результате только в этом году число туристов, посещающих Петербург, по данным Российского союза туристической индустрии, снизилось на 15%».

Но даже если бы все эти проблемы были решены, совершенно не очевидно, что новый терминал надо строить именно на Васильевском острове и именно в этом месте.

Известно, что обсуждались и другие варианты — Купеческая гавань в Петродворцовом районе, и Ломоносовская гавань, и Канонерский остров, и, наконец, часть Васильевского острова, лежащая между гостиницей «Прибалтийская» и нынешним Морским вокзалом. Да и сам вокзал можно было бы расширить, что обошлось бы куда дешевле строительства нового порта.

Однако «Морской фасад» упорно хотел строить свой объект именно в устье Смоленки, бок о бок с жилыми домами. Не потому ли, что в противном случае строительство терминала не удалось бы использовать как предлог для получения разрешения на «намывку» указанных 450 гектаров под элитное жилье с видом на залив и солнечные закаты?

Что же, если сегодня гектар земли в Курортном районе (с малоэтажной застройкой) стоит под 2 миллиона долларов, то затраты на «намывку» на Васильевском в размере 500-600 миллионов долларов легко окупятся — ведь здесь-то будут возводить многоэтажные дома. В результате «Морской фасад» может выбирать: либо продать «намытые» гектары под застройку, либо продать уже построенные дома — в обоих случаях неплохая прибыль гарантирована.

Зачем коммерсантам нужен «намыв», понятно. Куда менее понятно, зачем «намытые» кварталы нужны городу.

Во-первых, при новом строительстве категорически не учитываются интересы тех, кто в свое время уже заплатил за право жить с видом на залив, то есть жильцов нынешней Морской набережной. В течение как минимум десяти лет им придется мириться с «временными трудностями», вытекающими из соседства с гигантской строительной площадкой, пережидать «песчаные бури» (учитывая, что ветры дуют преимущественно с залива, нетрудно догадаться, куда полетит песок при намыве и освоении территорий) и… смиренно наблюдать, как дешевеют их квартиры. Стоит посмотреть рекламу — и нетрудно убедиться, что сегодня квартиры с видом на море «идут» по 1800 долларов за метр, без вида — 1300. И, например, в агентстве «Адвекс-Центр» считают, что создание «новой земли» (как уже окрестили будущие гектары) приведет к падению цен на «старой земле» процентов на 10—15.

Заметим: в компании «Морской фасад» заявляют, что никакие компенсации для жителей близлежащих домов не предусмотрены. Так что тем, кто вскоре увидит рекламу, призывающую приобретать «элитные» квартиры на «новой земле» с видом на залив, стоит иметь в виду, что покупателям нынешних квартир на Морской набережной в свое время обещали ровно то же самое. Кто поручится, что через десяток лет к новой питерской администрации не придут новые коммерсанты с планами дальнейшей «намывки»?

Во-вторых, «намывка» влечет за собой огромные бюджетные расходы. Инвесторы, возможно, построят новые территории и жилье на них, но они не собираются строить всю необходимую инфраструктуру: инженерные сети, котельные, электростанции, дороги, мосты, тоннели, новую станцию метро, школы, поликлиники, детские сады… Уже сегодня на западе Васильевского все сети перегружены, налицо проблемы с обеспечением недавно построенных домов на Морской набережной водой, теплом, электроэнергией. Ну а о транспортной перегрузке и говорить излишне — она общеизвестна.

Если появятся новые кварталы, соответствующие расходы должен будет взять на себя город. То есть все мы. В том, что речь идет о миллиардах долларов, сомневаться не приходится. И те, кто полагает, что, поскольку они живут далеко от Васильевского, это их не касается, здорово ошибаются.

В-третьих, именно в том месте, где сегодня собираются «намывать», расположены карьеры, из которых сорок лет назад брали песок для «намывки» нынешней западной части Васильевского острова.

По словам архитектора Владимира Соколова, который проектировал прошлую «намывку», в 60-е годы уровень суши поднимали на 70 сантиметров, а сейчас придется поднимать на 10 метров! Сперва надо засыпать старые карьеры, которые отделяет от поверхности воды 5—7 метров. Потом надо «намыть» еще 3,60 метра в высоту, чтобы на них строить.

Для этого, по расчетам Соколова, надо 40—45 миллионов кубометров песка. Откуда его возьмут, если его сейчас не хватает даже для строительства КАД? Как его будут возить — грузовиками через мост Лейтенанта Шмидта? На баржах? Сколько лет на это уйдет? Насколько подорожает весь строительный цикл в Петербурге с учетом неизбежного многолетнего дефицита песка (а значит, и бетона)? Сколько лет придется ждать, пока на намытых землях можно будет строить?

Наконец, «против» — жители Васильевского (в том числе и автор статьи), совершенно не желающие ухудшения своих условий жизни во имя коммерческих интересов «инвесторов». В конце концов, если кто-то хочет строить на Васильевском — это можно делать на территории нынешнего 5-го квартала (к югу от гостиницы «Прибалтийская»), застройка которого предусмотрена ныне действующим генпланом. Но, видимо, это не сулит таких прибылей, как «намыв»…

Виктория Работнова,житель Васильевского острова

Экодрайв: Горожан услышали  »
Юридические статьи »
Читайте также