Островные проекты российского масштаба

В списке стратегически важных инвестиционных проектов Петербурга, утвержденном городским правительством, Васильевский остров упоминается трижды. У западного берега, там, где сейчас плещутся волны Финского залива, будет отсыпана "новая земля", на которой воздвигнут современный морской пассажирский терминал, чьи возможности в несколько раз превысят пропускную способность старого морского вокзала.

К югу и северу от терминала вырастут жилые кварталы с социальной инфраструктурой и общественно-деловой застройкой. Пассажирский комплекс и жилищное строительство на намывных площадях - это два отдельных проекта. Третий проект - это западный скоростной диаметр, который напрямую свяжет северный и южный участки КАД.

Он пройдет по территории нескольких районов, но самый протяженный его участок - по прибрежной полосе западной части Васильевского острова.

Масштаб этих строек и их роль в развитии Петербурга трудно переоценить. Поэтому ими занимаются и на городском, и на федеральном уровне. Но многое решается непосредственно на василеостровской земле. О том, как готовится стройка, как она изменит территорию и жизнь горожан, журналисту Алексею МИРОНОВУ рассказывает глава администрации Василеостровского района Александр ИСАЕВ.

- Александр Васильевич, когда эти стройки начнутся не на бумаге, а на земле?

- Работы уже начались - без торжеств и презентаций в двадцатых числах июня. Со стороны они малозаметны - дело в том, что ведутся они в акватории Финского залива, где начато дноуглубление. К будущему морскому пассажирскому терминалу нужно проложить подходной канал.

Проект терминала - первая в стране стройка, осуществляемая на основе нового механизма - государственно-частного партнерства. Согласно российскому законодательству, такие объекты, как фарватер, портовая акватория, не могут находиться в частной собственности. Поэтому государство будет вкладывать деньги в их создание, вопрос этот согласован в правительстве РФ. В частности, уже в 2005 году из федерального бюджета на дноуглубительные работы выделено 600 миллионов рублей. Всего же создание гидротехнических сооружений обойдется более чем в 200 миллионов долларов.

Что касается работ непосредственно на земле Васильевского острова, то они начнутся в IV квартале этого года.

- О том, что и как собираются строить, говорилось уже не раз. Но все-таки давайте напомним вкратце о сути этих проектов.

- Намыть предполагается 450 га, при этом береговая линия будет отодвинута на запад местами почти на полтора километра. Треть новых гектаров займет морской пассажирский терминал с семью причалами, рассчитанными на прием судов океанского класса длиной до 300 метров. Предполагается, что в день через него будут проходить 12 тысяч пассажиров. Расчеты показывают, что такой поток туристов ежегодно станет приносить в бюджет города не менее 56 миллионов долларов, в федеральный бюджет - около 69 миллионов долларов.

Современные технологии позволяют сократить время, необходимое намытому грунту, чтобы он "отлежался". Поэтому первая очередь терминала планируется к сдаче в 2008 году, а полностью стройка должна завершиться в 2009 году. На остальных вновь образованных 300 га будут построены дома для 30 тысяч новых жителей. Это более 15 процентов от 198-тысячного сегодняшнего населения района. С учетом этого особую значимость приобретает проект ЗСД.

Западный скоростной диаметр длиной 46,4 километра свяжет север и юг города. Для Васильевского острова очень важно, что будет обеспечена дополнительная связь с материком - ведь четыре существующих моста явно не справляются с этой задачей. Скорее всего, будет утвержден вариант с прокладкой под Невой автомобильных тоннелей. Несколько лет назад внутри острова не было проблем возникновения пробок. Было плотное движение у мостов. Сейчас внутриостровные пробки - обычное дело, особенно на таких улицах, как Железноводская, Одоевского, Уральская. Новая трасса позволит развязать этот узел. Полностью закончить ЗСД планируется в 2011 году.

- Недавно в городе прошло сразу два митинга - граждане протестовали против этих планов. Да и на общественных слушаниях высказывались опасения, что стройки представляют собой плохо просчитанную авантюру вроде строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали, что коренные жители Васильевского острова потеряют гаражи, будет уничтожен пляж - любимое место отдыха летом у людей, не способных уехать на юг. Терминал станет рассадником специфической "припортовой" преступности, ЗСД сплошным потоком машин отсечет выход к берегу залива, люди, привыкшие видеть из окон милые глазу волны Балтики, через несколько лет будут любоваться стенами и крышами чужих домов или задворками пассажирского терминала. И вообще масштабная стройка - это пыль, грязь, разрушающее влияние от движения большегрузных машин, новый микрорайон будет резервацией для богатых, полностью закрытой от входа посторонних зоной. Давайте разберем все эти аргументы.

- Пожалуйста, но прежде чем отвечать на них по существу, надо обратить внимание на следующий момент - среди протестовавших на митингах есть две группы людей. Одни действительно жители Васильевского острова, которым не хватает объективной информации о проекте. Вторые - это категория лиц, которая хочет из каких-то политических соображений заработать популярность. Любой, даже явно надуманный, повод для организации протестных выступлений - это для этих граждан подарок судьбы.

Первым мы готовы разъяснять все последствия стройки, вторые, я уверен, просто не захотят выслушивать разумные аргументы.

Кстати, никакого массового протеста против этих проектов ни в городе, ни в районе нет. На первый митинг собрались около 300 человек, на второй приблизительно втрое меньше. Но как бы ни был мал отряд недовольных, администрация и организаторы проектов готовы разъяснять свои планы в подробностях.

В середине июля в районной администрации будет развернута экспозиция, где все заинтересованные горожане смогут ознакомиться с деталями проекта. Чуть позже, но тоже летом аналогичная выставка будет развернута в помещениях одного из муниципальных советов. Чтобы разобраться, что дадут эти проекты жителям района, а чего лишат, за какие деньги все это будет делаться, не нужно специального образования, нужно только желание понять.

Итак, проекты прошли необходимые экспертизы, неоднократно рассматривались на правительстве города. При постройке морского пассажирского терминала бюджетные инвестиции составят лишь небольшую часть, основной объем внесет частный инвестор. Поэтому убежден - новой "ямы" вместо вокзала, как на Лиговке, на Васильевском не будет.

Вопрос с ликвидацией гаражей будет решен в соответствии с законодательством. Вообще это сложная проблема. Убрать требуется около 5 тысяч гаражей, что пойдет на пользу району. Выглядят автостоянки зачастую крайне неопрятно. В них можно найти и нелегальные производства, и людей, занимающих боксы без каких-либо законных прав. Но значительная доля мест принадлежит пенсионерам, ветеранам. Для их семей, может быть, единственное богатство старые "Жигули" да шесть соток в садоводстве. Если прийти к таким людям и сказать: все, договор аренды земли продлевать больше не будем, демонтируйте свои гаражи за свой счет и увозите куда хотите, то будет социальный взрыв. Поэтому в индивидуальном порядке с учетом льгот надо давать таким автовладельцам места в паркингах.

Говорить о потере пляжа нелепо потому, что настоящего пляжа просто-напросто нет. Есть берег, где действительно люди загорают и купаются. Территория для этого не предназначена, она никем не оборудована, находится в жутком санитарном состоянии. А проектом предусмотрено благоустройство зон отдыха, в том числе и на берегу. Слухи же о том, что новые кварталы будут отделены глухим забором, неверны, такой практики в городе вообще нет.

Разумеется, за порядком в зоне терминала власть будет следить, как следит она за ним у существующего морского вокзала.

Западный скоростной диаметр, который действительно примет большой поток машин, пройдет вдоль западного побережья острова, вероятнее всего, в заглубленном варианте, как бы в гигантской траншее. Такой "полутоннельный" вариант снизит экологическую нагрузку, уровень шума. Будут предусмотрены пешеходные переходы для людей и два выезда с острова на трассу ЗСД - со Шкиперского протока и набережной Адмирала Макарова.

Что касается вида из окон, то это, мягко говоря, некорректный аргумент. Я лично сам живу на острове и после строительства новых домов тоже потеряю возможность любоваться заливом из своего окна. Но разве это дает мне право вето? Когда сейчас жители запада Василеостровского района едут на дачи через центр города, разве жителей материка спрашивают: хотят ли они дышать выхлопами чужих машин?

Согласен, что соседство со стройплощадками таких масштабов действительно сулит на ближайшие годы неудобства району. Поэтому принято оптимальное решение - вести работы максимально быстро и одновременно на всех участках.

- Новые кварталы потребуют инженерного обеспечения. Выдержит ли инфраструктура Васильевского острова новые сооружения и жильцов?

- Предусматривается, что на развитие инженерных сетей на вновь образованных территориях, а также реконструкцию сетей водо- и электроснабжения района будет инвестировано более 250 миллионов долларов, помимо того что будет построено в самих новых кварталах.

Помимо этого районная администрация подготовила адресную программу благоустройства существующих западных кварталов. На 2006 - 2008 годы в сумме она предусматривает вложения 250 миллионов рублей. Для сравнения: программа благоустройства всего района на этот год - 200 миллионов рублей.

Сейчас на Васильевском острове одна ТЭЦ-7. В настоящее время прорабатываются два варианта теплоснабжения района в дальнейшем. Первый - инвестиции в реконструкцию существующей теплостанции, второй - строительство новой ТЭЦ на острове Декабристов. Первый вариант дешевле, до прихода на нынешнюю должность я возглавлял "семерку" и как профессиональный энергетик знаю - ее возможностей хватит даже с учетом растущего населения. Но зато второй обеспечивает большую надежность энергоснабжения. Выбор будет сделан в ближайшее время.

- Раз уж мы заговорили о деньгах, может быть, вы уточните, во сколько обойдутся эти стройки?

- Точной цифры вам, я думаю, сегодня никто не скажет. А предварительные расчеты таковы. Образование новой территории в 450 га обойдется в 430 миллионов долларов, гидротехнические сооружения - 200 миллионов долларов, проектно-изыскательские работы на "новой земле" - 50 миллионов долларов плюс реконструкция инженерных сетей, строительство собственно комплекса терминала и жилых домов.

- Получается около двух миллиардов долларов. А западный диаметр сколько стоит?

- Стоимость его возведения - полная, а не только островного участка - примерно такая же - около двух миллиардов долларов.

- Величины масштабные. Вы уверены, что такие вложения действительно нужны когда-то тихому Васильевскому острову?

- Уверен, что все эти объекты выгодны и полезны Васильевскому острову, но задуманы они не только для нашего блага - эти проекты необходимы Петербургу, более того, всей России.

Алексей Миронов

Петербуржцы - за  »
Юридические статьи »
Читайте также