ВСМ без прощения

Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области 24 февраля рассмотрит иск Минфина РФ к администрации Петербурга по долгу РАО «ВСМ». Новое правительство города не собирается уступать требованиям федерального центра и возвращать потраченные средства.

История началась в 1994 году, когда было создано РАО «ВСМ». Держателем контрольного пакета акций выступило Минимущества РФ. Компания должна была построить высокоскоростную магистраль стоимостью $3 млрд, которая позволила бы преодолевать расстояние между Петербургом и Москвой за три часа. В 1998 году РАО «ВСМ» привлекло кредит английских банков Indosuez и SBC Warburg в размере $200 млн на 15 лет под 5% годовых. Гарантами выступили правительство РФ и администрация Петербурга. Губернатор Владимир Яковлев подписал договор поручительства, однако депутаты ЗакСа отказались одобрить документ. Несмотря на это, деньги все-таки были переведены. По информации Минфина, РАО «ВСМ» успело получить $65 млн, после чего всякая деятельность по проекту прекратилась. И вот уже несколько лет, министерство пытается стребовать с Петербурга указанную сумму вместе с процентами — более $80 млн.

Не дали, и не дадим

Предыдущая администрация наотрез отказывалась возвращать долг, ссылаясь на то, что местный парламент не дал добро на взятие кредита. Судя по всему, новые чиновники согласны с позицией команды Владимира Яковлева. Вице-губернатор Михаил Осеевский заявил, что кредитный договор «абсолютно нелегитимен» — у города не может быть финансовых обязательств по долгам РАО «ВСМ», поэтому отдавать деньги не за что.

По словам Михаила Осеевского, нормально, что конфликт между Минфином и городом решается в суде — иных методов нет. В любом случае, сумма на погашение долга не включена в бюджет Петербурга, поэтому независимо от решения суда деньги город либо вообще не отдаст, либо отдаст не скоро. По предварительным оценкам, точка в этом вопросе будет поставлена уже в текущем году. Не исключено, что Смольный рассчитывает на некоторую лояльность Кремля — в ответ на лояльность местного губернатора по отношению к столичным властям и бизнесу.

Фундаментальная яма

За время деятельности РАО «ВСМ» успело вырыть большую яму недалеко от Московского вокзала. Котлован по праву считается самым дорогим в мире — фактически, это единственное материальное свидетельство работы компании. На его месте должен был стоять транспортно-коммерческий вокзальный комплекс. Теперь объект вызывает интерес у частных инвесторов. Как сообщил Михаил Осеевский, «яма является собственностью Российской Федерации, поэтому структурировать такую сделку очень непросто». Сейчас по этому поводу идут переговоры с российским правительством.

В администрацию уже поступили предложения о строительстве на месте котлована торгово-офисного центра. Имена потенциальных инвесторов пока не разглашаютяся, однако речь идет о проектах, стоимостью в несколько десятков миллионов долларов каждый.

"ПлодИнвест" играет землей Совхозные поля вокруг КАД зазеленеют инвестициями  »
Юридические статьи »
Читайте также