Щедрость монополиста "Транснефть" готова разрешить строительство частных трубопроводов, но только на бумаге

"Транснефть" готова формально поступиться монополией на строительство магистральных нефтепроводов. Новая редакция подготовленного при участии компании законопроекта позволяет частным инвесторам владеть трубой наряду с государством. Но требование согласовывать эти планы с правительством, по мнению экспертов и нефтяников, позволит чиновникам еще долго сдерживать развитие частного трубопроводного транспорта.

Почти все магистральные нефтепроводы в России принадлежат государственной акционерной компании "Транснефть", а газопроводы - "Газпрому". Исключением стала лишь труба Каспийского трубопроводного консорциума, построенная на деньги иностранных и российских частных компаний для доставки казахского сырья в порт Новороссийск. Принятый в 1999 г. в первом чтении законопроект "О магистральном трубопроводном транспорте" и вовсе запрещал работу негосударственных магистральных трубопроводов.

Но во втором чтении документа сама "Транснефть" собирается вынести на рассмотрение депутатов поправки, разрешающие частным инвесторам строить и приватизировать трубопроводы. Новый законопроект предполагает, что трубы могут находиться "в федеральной собственности и в собственности организаций, создавших их за счет собственных и/или привлеченных средств, а также получивших их в процессе приватизации либо по другим, не запрещенным федеральными законами страны основаниям". Однако, прежде чем строить нефтепровод, инвестор должен согласовать свои намерения с "федеральным органом исполнительной власти" в области ТЭК, а если труба предназначена для экспорта, то заручиться и согласием правительства.

Источник в Совете Федерации уверяет, что поправки ко второму чтению законопроекта собирала именно "Транснефть", а не профильный комитет Госдумы, как обычно. В феврале-марте комиссия СФ по естественным монгополиям рассмотрит законопроект , после чего он может быть передан для рассмотрения в Госдуму.

В компании новую редакцию документа не комментируют. Но еще в ноябре 2003 г. президент компании Семен Вайншток в интервью "Ведомостям" говорил, что "стратегически важные трубопроводы должна строить государственная компания "Транснефть" и они должны быть государственными". "Никого в подобные проекты пускать нельзя - ни иностранные, ни российские частные компании", - настаивал тогда президент "Транснефти".

По мнению аналитиков, по сути позиция компании и не изменилась. Требование визировать в правительстве планы по строительству экспортных трубопроводов позволит сохранить монополию и "Транснефти", и "Газпрома", убежден Каха Кикнавелидзе из "Тройки Диалог ". "Пока позиция правительства существенно не изменится, в России частных трубопроводов не будет", - считает эксперт. "Самой "Транснефти" сейчас тоже надо получать разрешения правительства на строительство , так что ничего не меняется", - вторит ему пресс-секретарь "ЮКОСа" Александр Шадрин.

Российские нефтяники уже пытались безуспешно реализовать несколько проектов, разрушающих монополию государства на экспорт нефти и газа. Так, "ЮКОС" совместно с китайской госкомпанией CNPC планировал строить магистраль Ангарск - Дацин стоимостью $1,7 млрд, но правительство предпочло этому варианту проект "Транснефти" по строительству трубы Ангарск - Находка с ответвлением на Дацин. Другой нефтепровод стоимостью $3,4 - 4,5 млрд из Западной Сибири в Мурманск собрались вместе строить "ЛУКОЙЛ", "ЮКОС", ТНК, "Сибнефть" и "Сургутнефтегаз". Но еще в январе 2003 г. на совещании по этому проекту премьер-министр Михаил Касьянов напомнил им, что по закону в России не может быть частных магистральных нефтепроводов.

Теперь же, считает пресс-секретарь "Сибнефти" Алексей Фирсов, ситуация изменится. "Правительство в России не может быть выше закона", - убежден он. Он напоминает, что еще после совещания по мурманской трубе премьер публично говорил о возможности компромисса с частными инвесторами-нефтяниками. На вопрос о том, будет ли "Сибнефть" пытаться участвовать в строительстве частной трубы, Фирсов заявил, что "мы не объявляли о том, что отказываемся от этих планов". Но Шадрин из "ЮКОСа" считает, что частные трубопроводы нужно было строить "год-три назад, когда экспортная инфраструктура "Транснефти" начала создавать проблемы с объемами нефти, которые можно поставить на экспорт". Сейчас эти проблемы можно решить перевозками нефти по железной дороге и воде, говорит нефтяник.

"Пока нет новых трубопроводов, "ЮКОС" наращивает железнодорожные поставки в Китай, ТНК - в Вентспилс (от которого отказалась "Транснефть") , а "ЛУКОЙЛу" приходится строить терминал в Высоцке (Баренцево море) , тоже в обход существующей инфраструктуры "Транснефти", - отмечает аналитик "НИКойла" Лев Сныков. Однако перевозки железнодорожным транспортом, отмечает Шадрин, рентабельны лишь при ценах от $17/барр. "Рост объемов нефтедобычи на ближайшие годы (6 - 8% в год) во многом определяется наличием адекватной экспортной инфраструктуры, - говорит Тимербулат Каримов из "Атона". - "Транснефть" постепенно расширяет возможности БТС, так что на 2004 - 2005 гг. это удовлетворит растущие потребности . Но России нужен еще один экономически обоснованный мегапроект в этой отрасли. " Впрочем, отмечает Сныков, "одна компания не может сделать для себя рентабельным экспортный трубопровод - соответствующее количество нефти могут поставить только несколько нефтяных компаний, а согласование объемов поставок и других вопросов взаимодействия между участниками проекта занимает больше времени, чем собственно строительство". По оценкам аналитика, даже если консорциум нефтяников получит добро на реализацию мурманского проекта, он может быть запущен в эксплуатацию не раньше 2007 - 2008 гг.

Ольга Проскурнина

Бронка ждет все флаги  »
Юридические статьи »
Читайте также