Новый голландский сыр бывает только в мышеловке можно ли окупить вложения в Новую Голландию?

Хотелось встать. Но гимн Великому городу не играли. В президиум Светового зала Смольного бодро вошли губернатор Валентина Матвиенко и два Валерия - Гергиев (руководитель Мариинского театра) и Назаров (глава Федерального агентства по управлению федеральным имуществом). Они, как сопредседатели комиссии по проведению инвестиционно-архитектурного конкурса по развитию острова Новая Голландия, объявили о начале состязания (подробности о конкурсе в "Городе" от 15 августа, 24 и 31 октября). Оказавшись между тезками, губернатор никаких спецжеланий не огласила. И так ясно - президент поручил цивилизовать остров. Но эксперты настаивают: потенциальные инвесторы столкнутся одновременно с несколькими трудноразрешимыми проблемами: транспортная недоступность острова, сложности с окупаемостью проекта и борьба с грунтовыми водами.

Строго говоря, документы на конкурс от желающих превратить бывший военный городок в туристический рай начали принимать за день до этого, первого ноября. Но гастрольный график Валерия Гериева позволил ему прилететь в Петербург только второго. Перед петербугским "Парсифалем" маэстро выслушал комплименты от губернатора. По словам Матвиенко, именно Гергиев на уровне политического руководства страны продвигал идею окультуривания Новой Голландии. Сам маэстро вспомнил 1992 год, когда мэр Анатолий Собчак пригласил его обсудить предложения французов по реставрации бывших лесных складов. Г-н Назаров вспомнил, что от разговоров "хорошо бы" до реального конкурса прошло 10 лет. Еще четыре года назад военные стояли как панфиловцы и не собирались отдавать ни пяди земли. Теперь они выселены.

Если суммировать заявления сопредседателей комиссии, складывается противоречивая картина. С одной стороны, Дворец фестивалей площадью 10 тысяч квадратных метров и стоимостью более 30 млн долларов будет отдан Мариинском театру. Г-н Гергиев упомянул австрийский город Брегенц, где местный театр активно использует естественные водные пространства. Из чего можно сделать вывод, что дворец построят около ковша или "посадят" прямо на него. Валентина Матвиенко сообщила, что подземный паркинг на 1 тысячу машин можно построить под водоемом.

С другой стороны, на крошечном острове площадью 7 гектаров необходимо построить много коммерческой недвижимости. Г-н Назаров подтвердил, что федеральные памятники передаются инвестору в аренду на 99 лет. Этот срок выбран потому, что более привычные 49 лет аренды недостаточны для полной уверенности тех, кто рискнет своими деньгами. Кроме того, за это время, возможно, изменится федеральное законодательство, и эти памятники можно будет приватизировать. Комментируя по просьбе "Города" окупаемость вложений, Валерий Назаров заявил, что только 200 тысяч кв. метров полезных площадей сделают проект "Новая Голландия" окупаемым для инвестора. Руководитель ФАФИ считает, что 220 - 240 тысяч на 7 гектарах поместятся. Острый вопрос, построят ли на острове элитное (о другом речи и быть не может) жилье, руководители конкурса старательно обходили. Из чего можно сделать вывод - жилье там обязательно будет.

Приглашенный к разговору вице-губернатор Юрий Молчанов сообщил, что предварительное согласие участвовать в конкурсе выразили четыре инвестора, имена которых не раскрываются. Но даже если будет всего один участник конкурса, и по этой причине состязание признают не состоявшимся, уникум получит право реконструировать Новую Голландию.

По оценкам наших экспертов, главный недостаток конкурса состоит в полном игнорировании транспортных проблем, которые уже сейчас со всех сторон окружают Новую Голландию. В конкурсных условиях речь идет только о самом острове и минимальной сумме инвестиций - 300 млн долларов. Ничего не говорится о том, как одновременно будут выбираться из Адмиралтейского района 10 тысяч человек, пришедшие во Дворец фестивалей (это как минимум 2 - 3 тысячи автомобилей). При нынешней транспортной ситуации даже собираться они будут на полтора-два часа дольше, чем предполагают. То есть, если спектакль назначен на 19.00, зрители заполнят зал к 20.30. В проекте нового генплана Петербурга говорится о перехватывающих парковках у метро, но для этого станция метрополитена должна быть расположена в нескольких сотнях метров от острова. Этого нет даже в отдаленных планах. Труднодоступность существенно увеличит сроки окупаемости любого объекта на острове, будь то офис или торговый центр. Эта проблема была проигнорирована при проведении конкурса на строительство второй сцены Мариинского театра. Аналогичные трудности постоянно возникают у отелей, которые создаются в историческом центре Петербурга, там парковать машины просто некуда. В случае с Новой Голландией речь должна идти о радикальном изменении окружающей городской среды, прокладке новых магистралей и т. п.

Другой очень серьезной проблемой является высокий уровень грунтовых вод на острове, который не позволит за разумные деньги "закопать" автостоянку на 2 - 3 тысячи авто. Проблема воды чрезвычайно усложнит и предусмотренное конкурсным заданием строительство 20 тысяч кв. метров подземных площадей.

Вадим Шувалов

Строим каменные джунгли?  »
Юридические статьи »
Читайте также