Тратить на развитие В 2006 году доходы Петербурга удвоятся по отношению к 2003 году.

Бюджет нашего города на следующий год окажется всего в три раза меньше московского. Ранее разрыв между бюджетными сметами двух крупнейших городов России при двукратной разнице в численности населения был шестикратным. Фактическое удвоение бюджета за последние несколько лет позволяет не только решать социальные проблемы, но и начинать реализовывать инфраструктурные проекты.

Городской кошелек

Бюджет города - это не абстракция. Это как общий кошелек в семье. Если кошелек тонкий, то много ли можно себе позволить? Каковы доходы, таковы и расходы. В западных странах бюджетами принято интересоваться. На его основе граждане стран с развитой демократией изучают, что предусматривает то или иное правительство в области образования, медицины, какие конкретны цифры для этого закладываются. На основании этих данных делается политический выбор между партиями. В России, к сожалению, это совершенно не принято. Однако бюджет касается напрямую всех граждан, и они должны понимать, что осенью каждого года решается, что будет происходить в следующем году. Не интересоваться бюджетом - все равно что не интересоваться собственным кошельком.

Напомним, что проект бюджета Петербурга на 2006 год городское правительство одобрило в минувший вторник. В процессе формирования проекта бюджета Петербурга на 2006 год было учтено влияние принятых на федеральном уровне изменений в налоговом и бюджетном законодательстве, в том числе введение с 1 января 2006 года новой системы оплаты труда работников бюджетной сферы.

Общая сумма доходов в проекте бюджета Санкт-Петербурга на 2006 год возросла по сравнению с 2005 годом на 24 млрд рублей, или на 20 процентов, и составила 144,2 млрд рублей. Доходы бюджета практически удвоились по сравнению с 2003 годом, когда они составляли 75,7 млрд рублей. Наиболее значимый рост доходов прогнозируется по налогу на прибыль и налогу на доходы физических лиц, которые в сумме составляют более половины (52 процента) всей доходной части бюджета. Общая сумма расходов в проекте бюджета города на следующий год возросла на 23,2 млрд рублей и составила 153,1 млрд рублей. Дефицит в 8,9 миллиарда будет покрыт за счет дополнительных доходов. Напомним, что бюджет-2005 был принят с дефицитом в 9,5 млрд рублей.

Дефицитный бюджет - это в общем-то неплохо. Вновь обращаясь к опыту Запада, можно сказать, что жить в долг там попросту принято. Кредиты берутся на жилье, на образование, на крупные покупки, и это нормально. Вполне нормально это и для Петербурга - город может позволить себе дефицитный бюджет, поскольку он состоятелен, то есть ему есть с чего отдавать. К тому же опыт показывает, что уже в первом полугодии наверняка появятся дополнительные доходы и бюджет будет скорректирован в сторону увеличения.

Приоритеты расставлены

Главная особенность бюджета-2006 - увеличение расходов на развитие города в соответствии с задачами, поставленными в среднесрочном финансовом плане на 2006-2008 годы, который был утвержден постановлением правительства 19 апреля этого года. Бюджетными приоритетами в 2006 году станут сфера здравоохранения и социальная политика, а также увеличение объемов капитального строительства. Так, на программу "Жилье работникам бюджетной сферы" запланировано выделить 338 млн рублей. На строительство и реконструкцию объектов здравоохранения в будущем году планируется направить 1,3 млрд рублей. На эти деньги будут введены две поликлиники в Приморском районе, здание Городского клинического онкологического диспансера на проспекте Ветеранов, детский санаторий - реабилитационный центр "Детские Дюны", завершены ремонтные работы в помещении городской больницы N 36 Кронштадта и Николаевской больницы Петродворца. Расходы на приобретение медицинского оборудования будут в 1,7 раза больше по сравнениюс 2005 годом. В целом же в проекте бюджета Петербурга на 2006 год расходы на здравоохранение в целом возросли на 5 млрд рублей.

Строительство объектов образования планируется профинансировать в объеме порядка 1 млрд рублей. В следующем году будут введены две образовательные школы в Приморском и Калининском районах, начато строительство школы в Пушкине.

Значительные финансовые средства - 42,7 млрд рублей (28 процентов от общей суммы расходов бюджета) - предусмотрены для обеспечения выхода на новый уровень оплаты труда работников бюджетной сферы - образования, здравоохранения, правоохранительных органов, социальной политики и культуры. Напомним, что с 1 января 2006 года город перейдет на новую систему начисления заработной платы бюджетникам, чтобы ликвидировать зависимость учителей и врачей от местных надбавок и в целом политической конъюнктуры. Новая система будет базироваться не на тарифной сетке и минимальном размере оплаты труда, а на прожиточном минимуме.

Расходы на социальную политику возросли на 4,4 млрд рублей и составили 19,9 млрд целковых. В проекте бюджета на 2006 год предусмотрены средства на предоставление порядка 40 тысяч единовременных компенсационных выплат семьям при рождении ребенка. Свыше 400 тысяч детей из малоимущих семей будут обеспечены ежемесячными пособиями на ребенка от момента рождения до окончания образовательного учреждения. Многодетные семьи к началу учебного года получат компенсацию на приобретение школьной формы. Расходы на доплаты к пенсиям до прожиточного минимума в сумме более 1 млрд рублей запланированы более чем для 143 тысяч человек с учетом расширения категорий получателей и распространения мер социальной поддержки на получателей пенсий старше 60 лет. Помощь получат и свыше 70 тысяч малообеспеченных неполных семей, малообеспеченных многодетных семей, семей, имеющих в своем составе инвалидов и пенсионеров, и граждан, оказавшихся в кризисной ситуации.

Расходы по целевой статье на капитальный ремонт учреждений социальной защиты составят 149 млн рублей (рост по сравнению с 2005 годом - в два раза). В проекте бюджета предусмотрены средства на открытие новой сети учреждений социальной защиты, в том числе открытие центров социального обслуживания в Калининском районе; создание Центра социальной помощи семье и детям в Приморском районе; на завершение ремонта и обустройство Центра социальной реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями Выборгского района, открытие Центра по работе с семьей и детьми в Центральном районе.

Такого еще не было

Значимым также является финансирование строительства дорог (в том числе транспортного тоннеля в створе Пискаревского проспекта и Западного скоростного диаметра), наземного электрического транспорта. На строительство объектов метрополитена в 2006 году проектом бюджета предусматриваются средства в сумме 3,3 млрд рублей. Это позволит продолжить работы на первом пусковом комплексе от станции "Площадь Мира-2" до станции "Волковская" Фрунзенского радиуса, пусковом комплексе станции "Адмиралтейская", а также обновить подвижной состав Петербургского метрополитена и ввести в эксплуатацию станцию "Парнас".

Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность возросли более чем на 800 миллионов и составили 4,2 млрд рублей. В проекте бюджета предусмотрены дополнительные расходы на ежемесячное денежное поощрение сотрудников милиции общественной безопасности Петербурга, а также учтены дополнительные расходы на выплату сотрудникам органов внутренних дел ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы.

Одобренный пока только исполнительной властью города документ называют одновременно и социальным бюджетом, и бюджетом развития. Свидетельством последнего может служить тот факт, что впервые на адресную инвестиционную программу выделяется пятая часть всего бюджета. В 2006 году будет увеличено финансирование на переселение из ветхого и аварийного жилья, на строительство новых школьных и дошкольных образовательных учреждений, физкультуру и спорт, здравоохранение. Столь масштабных инвестиций в городское хозяйство не было давно.

Ожидается, что проект бюджета будет внесен в Законодательное собрание Петербурга до 1 октября. Исполнительная власть надеется, что бюджет будет принят городским ЗС до 19 октября.

Комментарии

Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко: "Петербург войдет в новый финансовый год с отличными показателями. Благодаря усилиям исполнительной, законодательной властей, бизнеса город активно живет и развивается. Если в федеральном центре все еще идет дискуссия о возможности удвоения ВВП, то Петербург спокойно работает, чтобы удвоить его к 2007 году. Мы уверенно продвигаемся вперед. Главное, что бюджет был сориентирован на усиление социальной защиты населения, повышения его жизненного уровня".

Вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский: "Бюджет, безусловно, важен, однако главный документ - это программа социально-экономического развития Петербурга. И петербуржцы должны следить за развитием города не по увеличению бюджета и внутреннего валового продукта, а по тому, как они стали жить. При этом мы надеемся, что бюджет все-таки с каждым годом будет расти".

Член правительства СПб, председатель комитета по печати и взаимодействию со СМИ Алла Манилова: "Еще несколько лет назад бюджет Петербурга был настолько мал, что не было никаких возможностей справиться с множеством городских проблем. Сейчас ситуация изменилась. Город добился рекордного роста бюджета - в прошлом году на 40 процентов, в этом году - на 20 процентов. Мы вкладываем в самое дорогое - в образование, в здравоохранение, в капитальное строительство".

Председатель комитета финансов Петербурга Александр Hиконов: "Если говорить в целом, то бюджет получился сбалансированным и по приоритетам, и по отраслям. Однако цели бюджетной политики, а значит, и приоритеты расходования средств в 2006 году находятся в сфере развития общественной инфраструктуры и финансового обеспечения улучшения качества бюджетных услуг".

Председатель бюджетно-финансового комитета Законодательного собрания Санкт-Петербурга Владимир Барканов: "Бюджет на 2006 год - очень интересный документ. Он - лишнее свидетельство того, что город развивается. Однако есть некоторые пожелания. Доходы от управления городским имуществом могут и должны быть больше. Также больше могут быть и капитальные расходы. Кроме того, следует обратить особое внимание на благоустройство внутридворовых территорий".

Основными приоритетами в 2006 году являются:

- Адресная инвестиционная программа - 26,8 млрд рублей (увеличение по сравнению с 2005 годом на 27%).

- Расходы на здравоохранение - 28,4 млрд рублей(увеличение по сравнению с 2005 годом на 22%).

- Расходы на социальную политику - 19,9 млрд рублей(увеличение по сравнению с 2005 годом на 28%).

- Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - 4,2 млрд рублей(увеличение по сравнению с 2005 годом на 24%).

Юлия Догадина

Валерий Сердюков заставил подчиненных задуматься об увеличении неналоговых доходов Ленобласти  »
Юридические статьи »
Читайте также