Валютный режим немного ослаб

Расскажите, пожалуйста, как и на основе каких документов можно переводить и перевозить деньги за границу? Какие ограничения по этой операции существуют?

К. Смоляков

Вступление в силу Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" ознаменовало собой серьезный шаг на пути либерализации валютного режима. Исторически сложилось, и не только в России, что свободное движение капитала всегда шло несколько позади развития иных свобод. Отказ от валютных ограничений и в настоящее время не могут позволить себе большинство западных стран, в первую очередь по причине нестабильности на финансовых рынках. Государства стремятся сохранить контроль за перемещением капитала, защититься от правонарушителей, что свидетельствует о значении для них этой сферы. Даже значительно продвинувшиеся в этом направлении страны Европейского Союза имеют достаточные ограничения.

В статье названного закона, в частности, говорится, что не допускается установление валютного регулирования требования о получении резидентами и нерезидентами индивидуальных разрешений. До вступления в силу этого закона валютные операции, связанные с движением капитала, осуществлялись в порядке, установленном Центральным банком, который требовал получения разрешения на проведение таких операций в большинстве случаев. Вопрос о либерализации валютного режима в последние годы был одним из самых острых в данной сфере, имел сторонников и не меньше противников. Доводов "за" и "против" достаточно. Это и внешний долг, и острейшая потребность в инвестициях, и др. Правила, регулирующие инвестиционную деятельность и финансы, сложны и довольно часто ограничивают движение капитала. Так что новшества законодательства о либерализации валютного режима явились важным шагом не только для российских резидентов, но и для других стран, осуществляющих внешнюю торговлю с Россией.

Закон обеспечивает возможность реализации единой государственной валютной политики, устойчивости российской валюты и внутреннего валютного рынка, что является прогрессивным фактором развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Статья 3 закона сформулировала основные принципы валютного регулирования и валютного контроля, такие, как приоритет экономических мер в реализации государственной политики, исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции и обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов, единство внешней и внутренней валютной политики, системы валютного регулирования и валютного контроля.

Одним из новшеств является введение возможности для резидентов открывать без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), членом которой является Россия. Это означает, что иностранные банки могут бороться за клиентов из России.

Нововведение согласно части 2 статьи 26 в отношении порядка, открытия и использования счетов юридических лиц - резидентов в банках за пределами территории России вступает в силу с 18 июня 2005 года. До этого времени действует порядок, установленный статьями 5, 6 Закона РФ от 9 октября 1992 года "О валютном регулировании и валютном контроле".

Закон устанавливает требование о репатриации и продаже обязательной части валютной выручки в размере 30% (по решению ЦБ может быть установлен иной размер, но не свыше 30%). Требование об обязательной продаже согласно пункту 3 статьи 26 действует до 1 января 2007 года. В остальных случаях правила открытия счетов в банках за пределами Российской Федерации устанавливает Центральный банк.

При ввозе в Россию иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме ограничения отсутствуют как для резидентов, так и для нерезидентов при условии соблюдения таможенного законодательства. Физические лица (резиденты и нерезиденты) имеют право вывозить из России иностранную валюту, внешние ценные бумаги в документарной форме, ранее ввезенные, пересланные или переведенные в страну с соблюдением требований таможенного законодательства в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе, подтверждающем их ввоз, пересылку или перевод. При единовременном вывозе из России физическими лицами (резидентами и нерезидентами) наличной иностранной валюты установлены следующие требования: не подлежит декларированию наличная иностранная валюта в сумме, не превышающей в эквиваленте 3000 долларов США; не требуется представление документов о ввозе, пересылке или переводе в Россию ранее наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США. Единовременный вывоз наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается, за исключением случаев, когда ввоз ее в Россию был осуществлен при соблюдении требований таможенного законодательства и в пределах, указанных в таможенной декларации или ином документе. В иных случаях при вывозе иностранной валюты и внешних ценных бумаг в документарной форме обязательна подача письменной декларации таможенному органу в порядке, который устанавливается правительством РФ.

Для физических лиц - резидентов в соответствии с законом, указанием Центрального банка РФ от 30 марта 2004 года (N 1412-У) установлено, что при осуществлении валютных операций сумма, которая может быть переведена из России без открытия банковского счета в уполномоченном банке, не превышает в эквиваленте 5000 долларов США (определяется по официальному курсу иностранных валют к рублю, установленному ЦБ России на дату поручения уполномоченному банку на осуществление указанного перевода). При этом общая сумма переводов физического лица - резидента без открытия банковского счета через уполномоченный банк или его филиал не должна превышать сумму 5000 долларов в течение одного операционного дня.

В обменных пунктах можно покупать и продавать дорожные чеки и иностранные деньги без предъявления паспорта, что представляет хоть невеликие, но все-таки удобства для граждан.

Безусловно, закон, о котором идет речь, имеет более глубокую и конкретную детализацию правил совершения валютных операций и валютного контроля, устанавливает валютные ограничения, более качественно регулирует валютные отношения.

И все же он имеет либеральную и противокоррупционную направленность. В нем в большей степени закреплены гарантированные Конституцией РФ права каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной деятельности. Именно осуществлению беспрепятственной экономической деятельности, свободе предпринимательства и цивилизованному регулированию валютных отношений служит новый закон, эффективное применение которого на практике позволит расширить доступ хозяйствующих субъектов к иностранным кредитам, привлечет инвестиции в отечественную экономику.

Транспортные законы обсудят  »
Юридические статьи »
Читайте также